Ценность – философское понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта, во-вторых, нормативную, оценочную сторону феноменов человеческого сознания. В первом случае мы имеем дело с так называемыми предметными, «объектными » ценностями. Во втором – с ценностями «субъективными», к которым, в частности, относятся и моральные ценности – общественные установки, императивы, цели и частичные, выраженные в форме представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.
Наши представления о ценностях , заключающие в себе заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире , воплощая и реализуя ее в виде конкретных и зачастую «готовых» правил. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности и поступков людей с точки зрения их моральной значимости.
Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают влияние на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Учитывая это социальное значение индивидуальных поступков, общество регулирует поведение людей посредством нравственных отношений, предъявляет к ним моральные требования, ставит перед ними определенные цели. Благодаря этому поступки приобретают моральную ценность: действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им – зло.
Перечень общечеловеческих ценностных ориентаций, которые служат установкой и мотивам поведения, состоял, как известно, постепенно, из века в век, на протяжении всего периода эволюционного процесса существования человечества по мере развития человеческого сознания. Аксиологические основы миропонимания и поведения включались уже в древние библейские тексты поучений, где кроме поведенческих заповедей одновременно в обязательном порядке давались понятия греха, то есть выражали определенные запреты. В философском сочинении римского императора Марка Аврелия (II век) утверждается, что нравственные ценности, к которым следует стремиться, это – справедливость, истина, благоразумие, мужество, преданность интересам государства. К истинным ценностям он также относит загальнокорисну деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений».
Таким образом , процесс общественного развития происходил и до сих пор происходит посредством формирования набора ценностных ориентиров, а также совершенствования менталитета через развитие мыслительных способностей и углубление сознания каждого человека, что является волей судьбы членов той или иной общности людей, в одном из двух указанных противоположных направлений: в позитивном, продуктивном, полезном, т. е. как и должно быть, и в порочном, разрушительном – при иных обстоятельствах.
От того, какие именно ценностные ориентиры стали элементами соответствующей социокультурной матрицы, зависит степень правильности ее формирования, а с ней и формирование сознания индивида, стиль его жизни и манеры повседневного поведения. Так, например, еще Гете утверждал, что «благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью».
Ценностные ориентиры можно обозначить через совокупный набор общечеловеческих ценностей и пороков, который по мере углубления сознания человека исторически все более обогащался, дополнялся и совершенствовался, все более обусловливая нравственную мотивацию поведения людей.