В Древней Руси исполнителями и авторами обрядовой музыки были в основном волхвы и скоморохи. Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни. Скоморохи (их еще называли « лицедіями » , так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, часто импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси. В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты , как дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели. Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полку Игореве» – знаменитый Баян.
После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободен «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляра Садко, который покорил своей музыкой даже Морского царя.
Также на новгородской земле развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона: благовест (равномерные удары в большой колокол), перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот) и собственно сам колокол (это уже было настоящей игрой на колоколах) . Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX -XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка. Древнерусский музыкальный канон был заимствован древнерусскими священниками прямо из Византии. Церковная древнерусская музыка, как и вся христианская музыка того периода, была монодична, то есть ее основу составляли одноголосные распевы. Распевы подчинялась системе осмогласся. С ее помощью устанавливался строгий порядок музыкального исполнения службы.
Система осмогласся была целиком заимствована из Византии и получила название «византийского столпа». В соответствии с ней в православных храмах каждую неделю распевался особый глас (в системе древнерусской музыки гласом считался не какой-либо один определенный напев, а целая музыкальная система). Всего существовало восемь голосов, и они образовывали восьминедельный цикл («византийский столп»), который повторялся в течение года примерно шесть с половиной раз (за исключением дней Великого Поста и Святой Пасхи). Создателем системы осмогласся музыковеды и историки считают преподобного Иоанна Дамаскина (680-777 годы), автора «Октоиха».
Записи звуковысотной обозначения гласів в то время не существовало. Мелодию записывали с помощью системы особых знаков, которые указывали лишь направление мелодии, прямо под строкой текста. Исполнителям мелодику напевов приходилось учить по слуху. Певческое искусство передавалось в устной форме от учителя к ученику.
С византийским музыкальным каноном связана и особая эстетика – «ангельское пение». Больше всего ценился чистый звук голоса. Один из раннехристианских писателей Климент Александрийский (150-215 года) считал, что человеческий голос является совершенным инструментом, поэтому отвергал другие музыкальные инструменты. Поэтому яркой отличительной чертой музыки Древней Руси был принцип «A Capella», то есть, пение без сопровождения музыкальными инструментами.
В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарний (сольный) и знаменательный (хоровой) распев. Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали дванадцятиступенний звукоряд, именовалось церковным строем. Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и трисветлу, в каждом было по три звуки.
Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак»). «Знаменательное» нотация (или «гакова» – по названию одного из основных знаков системы – крюка) , исполненная до XVI века, трудно поддается расшифровке, поскольку по вполне объективным причинам у науки нет точных сведений о том, как на самом деле звучали знаменные распевы .
Надо отметить , что древнерусская церковная и народная музыка находились в определенной оппозиции. Так как византийский канон был заимствованным, он вступал в конфликт с народной музыкой, имеет глубокие национальные корни. Поэтому авторы древнерусских распевов оказывались перед нелегким выбором совмещение христианской эстетики и «наработанных» национальных, но языческих приемов музицирования .
Однако не только церковная и народная древнерусская музыка получили широкое распространение на территории страны. Благодаря сохранившимся фрескам Софийского собора в Киеве мы можем получить некоторые сведения о светской древнерусской музыке, которая была распространена при дворе киевских князей. На одной из фресок можно увидеть музыканта, исполняющего мелодию на струнном смычковом инструменте наподобие средневековой фіделі (прообраза виолы). На другой фреске изображена целая группа музыкантов, играющих на духовых и щипковых инструментах в окружении скоморохов – плясунов и акробатов. Также на фреске сохранилось изображение органа и игры на нем человека. Древнерусские князья весьма любили музыку во всех ее проявлениях, ценили талантливых исполнителей.
Наверное, не спроста за царя была создана группа певцов, которые именовались «государевыми певчими дьяками». Они получали особую плату, которая зависела от того, насколько усердно они прославляли царя (отсюда термин – «славословие») на государевых богослужениях. В этой своеобразной «певческой академии» древнерусской музыки сохранялась преемственность. Существовало три типа голоса – вершники, путники, нижники. Демественниками назывались певцы-универсалы, которые умели петь на все три голоса.
После ослабления Киева возвысилось Владимиро-Суздальское княжество, переняв «эстафету» дальнейшего развития древнерусского певческого искусства. Сохранилось в истории имя певца Луки. Он был создателем целой школы русских исполнителей.
Музыка Древней Руси – уникальное явление в истории музыки. Исполнителями древнерусской музыки были созданы оригинальные жанры (колокольный звон, былины, исторические, лирические песни и другие), а также был расширен и обогащен византийский музыкальный канон, впитавший в себя своеобразие национального характера. Церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки и явилась необходимой для развития культуры Древней Руси в целом.