Религиозные проблемы волновали людей во все времена, но особенно актуальны они стали в наше трудное время. Ведь мы, живущие на просторах СНГ, многие годы считали, что «религия — опиум для народа». В настоящее время происходит возрождение религиозного сознания. Как разобраться в многообразии религиозных течений? Зачем вообще нужна религия, как она влияет на человека? Все эти вопросы встают перед каждым человеком, стремящимся совершенствоваться в жизни.
В странах, где религиозная традиция не прерывалась, выбор религии обычно не становится проблемой: обычно его определяют семейное воспитание, национальное самообразование. Но как быть, если душа жаждет веры, а вокруг представители разных религиозных группировок рассказывают, как прекрасна их религия, часто прямо на улице или приходя к тебе домой? Наверное, лучше все-таки не слушать проповедников, а прислушаться к себе. Выбор религии — дело глубоко личное, интимное, ему противопоказаны сутолока и суета. И нужно помнить, что сам по себе этот выбор ничего не гарантирует, ведь Бог и религия — не одно и то же. Достаточно вспомнить Л. Н. Толстого, отлученного от церкви, но несмотря на это постигшего Бога как никто другой: «Ведь я жил и живу только тогда, когда чувствую Его в себе и ищу Его. Он — то, без чего нельзя жить. Так чего же я ищу еще? — воскликнул во мне голос. Знать Бога и жить — одно и то же. Бог есть жизнь».
Обычно считается, что религиозный человек — человек нравственный. Но это далеко не так. Достаточно вспомнить Иудушку в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Имя Божье не сходит с его языка, он ревностно соблюдает все религиозные ритуалы, знает наизусть весь порядок церковной службы. Однако это не мешает ему доводить до самоубийства собственных детей, прибирать к рукам имущество матери, прелюбодействовать с Евпраксеюшкой, а ребенка, рожденного ею, отправить в воспитательный дом. Еще более явно эта закономерность проявляется в повести А. И. Куприна «Олеся». Перебродские девчата, обходчик Ярмола ревностно посещают церковь, что не мешает им быть ограниченными и жестокими. Олеся церкви не посещает, однако ей присущи живость ума, любовь ко всему живому, цельность и естественность. Наверное, дело не в самой по себе вере, а в том, какой человек верует. А еще — как человек воспринимает религию: формально или в ее нравственном содержании.
Многих людей волнует вопрос, как религиозное сознание сочетается со свободой воли. Не является ли религия смягченным вариантом тоталитаризма? Я задумалась над этим, читая роман Ф, М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников — свободный человек, он пользуется правом собственного выбора. Ясно, что его преступление — не просто отрицание веры, но бунт против Бога, ведь Раскольников берет на себя божественные полномочия, решая, кому жить, кому не жить.
Свободен ли герой в своем раскаянии? Вот как об этом говорит следователь Порфирий Петрович: «Вас, может быть, Бог на этом и ждал». А дальше, в прямой связи с вопросом о вере: «Знаю, что не веруется... а вы не мудрствуйте лукаво, отдайтесь жизни прямо, не рассуждая — не беспокойтесь, сама на берег вынесет и на ноги поставит». И вот, вопреки сомнениям Раскольникова, мы видим в эпилоге, как «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В этот момент и открывается Раскольникову «заря обновленного будущего и воскресения в новую жизнь». И значит, в мире осуществилась высшая целесообразность, а свободная воля человека пришла в соответствие с ней.
Итак, вопрос о взаимоотношениях человека и религии — очень сложный. Каждый решает его самостоятельно и отвечает за последствия своего выбора.