Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. А. Бунин
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», — так писал в своем знаменитом стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев. И, наверное, каждый из нас, к какой бы языковой группе ни принадлежал, может то же самое сказать о своем родном языке. Но задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Речь — это действительно великий, бесценный дар человечеству. Но это и большое, серьезное искусство. «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», — утверждал Гегель. И его мысль не раз подтверждали другие ученые, мыслители, писатели. Ведь мало научиться произносить звуки и слова, мало даже научиться складывать их в предложения — нужно уметь быть услышанным! «Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? — задавал себе вопрос Н. М. Карамзин. — Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному». Мы используем слова каждый день, каждый час, иногда даже каждую минуту. Мы говорим о чем-то с друзьями, мы спорим, отстаиваем собственное мнение, делимся впечатлениями, мы выражаем радость или разочарование, признаемся в чувствах, одобряем или ругаем и т.д. И при этом редко осознаем до конца, зачем дано нам искусство и умение говорить. А ведь этот дар послан нам не случайно. И мы просто не имеем права растрачивать его бесцельно. Ведь не случайно Л. Н. Толстой утверждал, что «нравственность человека видна в его отношении к слову». Если мы привыкли говорить, не подтверждая свои слова делом, если за нашими словами не скрыты серьезные мысли, если наши слова «рождаются на языке», а не в уме, наша жизнь, наш внутренний мир окажутся такими же поверхностными и пустыми, как эти слова. А если слово — это отражение мыслей, чувств, убеждений, принципов, — это слово, как и сам человек, будет жить в веках.
Стоит задуматься: почему произведения многих великих писателей пережили своих авторов и нисколько не утратили своей силы и свежести, а некоторые рассказы, романы, повести, стихи не прожили и года и были навсегда забыты? Все дело именно в том содержании, в тех мыслях, которые вложены в слова, во внутреннем мире самого писателя. Язык служит для общения, для сохранения в памяти людей, в памяти целого народа тех или иных исторических событий. Язык помогает нам размышлять о тех или иных явлениях жизни. Облеченный в поэтическую форму, он поднимает настроение и вдохновляет людей. И не обязательно, чтобы слова ложились на бумагу, — меткое, точное слово, фраза, песня могут продолжать жить, передаваясь из уст в уста. Ведь рядом с книжной, письменной литературой издавна существует огромная устная литература. Велико богатство народных песен — хоровых, свадебных, разбойничьих, обрядовых, шуточных и т. д. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть, то радость, торжество, восхищение. В них раскрывается великая широта души. Целые россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин сохранились до наших дней с незапамятных времен. И они будут жить еще не одно столетие, служа наставником, учителем жизни, нравственности, духовности народа. Ведь в этих произведениях, как и в произведениях письменной литературы, отразились и ум, и историческая память, и мечты многих Поколений. «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», — писал Л. Н. Толстой. Так давайте же ценить это богатство, давайте относиться к нему бережно и трепетно, боясь засорить, обезличить, растерять то, что дано нам свыше, — нашу речь, наш язык. И как призывал древний ученый и мыслитель Сенека: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»!