Не многие из русских живописцев второй половины XIX — начала XX века пользовались такой огромной популярностью у широкой публики, как Константин Егорович Маковский (1839- 1915). Имя его всегда было связано с исключительным успехом. При жизни он был одним из самых востребованных и модных художников России. «И строгих судей, а за ними решительно все классы общества Маковский пленил в буквальном смысле слова, — вспоминал А. Н. Бенуа.
— Если кто из художников был популярен на Руси — то именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили».
Маковский писал жанровые картины («Дети, бегущие от грозы», 1872, Третьяковская галерея), красочные жанрово-исторические сцены («Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного», Иркутский областной художественный музей), сцены из народной жизни («Балаганы на Адмиралтейской площади», 1869, Русский музей), но настоящую известность он приобрел благодаря своим замечательным портретам. Большой популярностью пользовались также его этюды, изображающие женские типы и получившие название «головки». Ежегодно на выставках Петербургского общества художников К. Е. Маковский выставлял около десятка подобных произведений.
«Головки» — это произведения, находящиеся посередине между жанровой живописью и портретом, часто костюмированным. Начало этот своеобразный жанр берет в произведениях Караваджо и его школы, но особенно популярным становится в ХУШ-Х1Х столетиях. «Сюжетами» подобных работ был мир несложных чувств изображаемого человека, а их создание было поводом выразить то или иное настроение, тот или иной характер.
В этом жанре Маковский стал настоящим виртуозом. Художественная критика делала акцент именно на виртуозности, блестящем мастерстве и эффектной живописи. «Головки» неизменно сопровождались эпитетами: «блестящая», «колоритная», «грациозная», «милая». Возможно, в таких эпитетах слышатся снисходительные нотки, но вот передо мной картина К.Е. Маковского «Нимфа»: девушка, блестяще изображенная на ней, действительно «грациозная» и «милая».
Ее хорошенькое, правильной формы личико с большими, тонкими бровями, окруженное чудной волной густых волос, очень красиво. Особое изящество придают маленький носик, небольшой рот с красиво очерченными губами. Невозможно оторвать взгляд от прекрасных прозрачных глаз нимфы, которые просто завораживают глубиной своего ласкового взгляда.
«Нимфа» относится к группе так называемых «мифологических и литературных» портретов Маковского, среди которых наиболее известны «Офелия», «Джульетта», «Вакханка» и «Лесная фея». Головка нимфы украшена венком. Не трудно догадаться, что эта нежная красавица в венке олицетворяет цветущую природу полей.
П. Гнедич когда-то писал о специфике женских портретов К. Маковского: «Женщина... через десять лет так изменится, что ее не узнать. Для сходства есть фотография... Задачи художника совсем другие». И действительно, создается впечатление, что художник не ставил перед собой задачу изучения характера молодой женщины, изображенной на ней. По-видимому, он ценил женскую красоту вообще и старался передать ее во всем ее многообразии и теми средствами, которыми владел в совершенстве: игра света и красота цветовых соотношений. «Нимфа», как и все остальные колоритные этюды художника, просто поражает выдумкой, фантазией, блеском краски и виртуозным владением кистью.