Иван Иванович Шишкин — признанный мастер реалистического пейзажа, певец русской природы, создатель эпических полотен, превозносящих просторы родной земли. Отличался большим трудолюбием, очень много времени проводил на этюдах, общаясь с натурой. Родился в городе Елабуга в купеческой семье, получил художественное образование, стал академиком, преподавателем живописи. Он и умер внезапно, за мольбертом, работая над очередной картиной. Отличный рисовальщик, уделявший много внимания достоверному изображению деталей пейзажа, показал себя знатоком флоры, изображая деревья, кустарники, цветы, траву. В то же время картины Шишкина выделяются какой-то монументальностью.
Картина «Рожь» написана в 1878 году, стала одной из визитных карточек художника. Создавалась картина по этюду, написанному во время посещения родных мест в Елабуге. Город стоит в окружении любимых художником сосновых лесов, служивших источником вдохновения для творчества.
На картине изображено бескрайнее поле, засеянное рожью. В самом центре картины поле разделяет на две части дорога, уходящая к горизонту. Вдоль петляющей дороги растут вековые сосны. Расчищая поле для посева, люди не стали корчевать деревья, оставив их вдоль дороги, чтобы путники, работники, возвращаясь с полевых работ, могли отдохнуть в тени этих гигантов.
Некоторые деревья со временем засохли, их сухие стволы стоят одиноко и проглядывают сквозь листву растущих рядом собратьев. Шишкин досконально прорисовал могучие стволы, кроны, ветки сосен, не обойдя вниманием каждую сухую ветку на дереве, каждый сучок. Хвоя на более молодых соснах светлее, изумрудно-зелёного цвета, на старых отдаёт желтизной. Точка обзора открывающейся панорамы находится в месте схождения двух дорог. Это наезженная двухколейная дорога и одинокая тропа, справа вливающаяся в большую. По краю дороги привольно растёт густая трава. Тут и подорожник, и ромашки, и клевер, и шалфей, и, конечно, васильки, известные сорняки хлебных нив, и много других трав. Не упрощая пейзаж, Шишкин зарисовал каждую травинку. И справа, и слева от дороги раскинулось огромное поле спелой ржи. Всё поле золотистого цвета, какой бывает у созревших злаков. Удачный выдался год, рожь вызрела, тучные колосья клонятся к земле, настало время жатвы, и вдали, между колосьями, видны головы возвращающихся с покоса крестьян с косой на плече. Судя по головным уборам, это мужчина и женщина, на крестьянке яркий красный платок. Что заставило их уходить с поля в разгар дня? Приближающаяся гроза? Художнику точно удалось передать ощущение надвигающегося ненастья.
Приметы непогоды определяются по двум ласточкам, низко-низко летящим вдоль дороги, по волнам, бегущим по полю от порывов ветра, по небу, затянутому облачной дымкой. Так бывает летом, внезапно подует ветер, набегут облака и тучи, прошумит гром, сверкнёт молния и пойдёт дождь. Но всё быстро закончится и снова засветит солнце, высушит капли воды. И продолжится обычная летняя жизнь природы. А пока небо ещё голубеет в вышине, а тучи набегают от леса, который виднеется справа вдалеке. Стайка птиц в небе ещё летает высоко. Но дыхание приближающейся грозы разлито по картине очень явственно, огромное воздушное пространство насыщено тревогой и ожиданием стихийного вмешательства в погожий летний день.
Шишкина современники часто упрекали в прозаичности его пейзажей, но, в прозе будней и повседневности рождается прекрасная поэзия жизни. Свидетельством тому строки поэта Н. Некрасова:
Вся рожь кругом, как степь, живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.
Восхищение художника величавостью и мощью родной природы передаётся зрителю. Могущество и богатство природы отражено в бескрайнем море спелой ржи, бездонной глубине необъятного неба, вековых соснах-великанах, символизирующих долгую жизнь. Созерцание картины позволяет ощутить счастье обладания красотами родной земли, возможностью наслаждаться её видами. Огромное поле спелого зерна, которое потом станет хлебом, добавляет благодати и оптимизма в надежде на сытую, безбедную жизнь народа. Такой богатый урожай хлеба сулит удачнук} судьбу людям. А дорога, убегающая вдаль, зовёт к новым свершениям, новым открытиям, новым горизонтам.
Картина монументальна, статична, но, чем больше всматриваешься в неё, погружаешься в подробности, тем явственнее слышится песня шуршащих колосьев, щебет птиц, цикады насекомых, доносится запах цветущих трав, скрип пыли, поднимаемой с дороги. Рождается восхищение и гордость красотой родной страны.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.