Добро пожаловать,
Гость
|
|
Прекрасный и очень поучительный роман, который расскажет про одного человека, который принадлежит к дворянскому сословию. Именно о нем идет речь в этом романе, так как описан полный цикл его жизни, от рождения до смерти.
С первых страниц, мы видим человека, который обречен на гибель и страдания, а всему виной его простая жизненная лень, так как именно она его убивает и делает простым растением, которое очень скоро может погибнуть. Вся его жизнь получает название «обломовщина», так как этот порок очень распространен среди тогдашней дворянской элиты. Этому парню все в тягость, так как он простой и мягкий человек, которому от этой жизни ничего не нужно. Он просто проживает свою жизнь и не желает ни чего улучшать, так как просто уверен, что все это напрасно и бесполезно. У читателя возникает вопрос: как так можно жить? Ответов множество, так как у каждого человека свое, собственное видение на эти вопросы, но всем понятно, что именно лень и нежелание развиваться, стали гибельной причиной от которой пострадал наш герой, которому судьба давала множество шансов, которые он, к сожалению, не использовал, а это очень жаль, так как пропал простой человек, который бы мог еще принести пользу своей державе и своему народу. Пыль и тишина, вот его самые лучшие друзья, которым он посвятил всю свою жизнь, но они с ним сыграли свою жуткую шутку так как просто предали его. Наш герой просто умирает на своем любимом диване, который и стал для него последним местом его жизни. Вся эта история может послужить очень хорошими примером для современных лентяев, которые просто беспечно проживают свою жизнь, которая у них одна, но они не задумываются о последствиях, так как им даже думать в тягость, а это приводит рано или поздно к очень плачевным последствиям, которые будет очень сложно исправить. Прочитав этот роман, у нас остается чувство очень большой утраты, которое восполнить очень сложно, так как чувствуешь, что вернуть былое уже просто невозможно. Однако, не стоит забывать, что именно мы, решаем свою судьбу, и именно мы делаем выбор от которого зависит вся наша дальнейшая жизнь. Как не стать растением, которое обречено на верную гибель? Как спасти свою душу, что бы она не пропала? Все ответы, мы можем найти ив этом бесценном романе, который бесплатно дает нам прекрасные советы, которыми мы должны обязательно воспользоваться и принять правильное решение, которое и сделает нашу жизнь счастливой и беспечной, но для этого нужно очень много работать над собой, а это удается не каждому. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
|
В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина». Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска. Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.
Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души. Сюжет, проблематика и композиция Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек. Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской. Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова. Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь. Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца. А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А. Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » . Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции. Жанр Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик. Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной», ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье. Персонажи Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа. Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… » ) осталось от Обломовки. Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского, «камни Европы». Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», — замечает автор «Фрегата “Паллада” » . И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» . Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд. И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса, не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ, и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? … «У меня нет ни одного типа, а все идеалы», — утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного. Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос. Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному. «Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого». Направление Итак, вот что такое идеал по Гончарову: нечто настолько прекрасное, что в жизни встретить его не ожидаешь – а вот встречаешь же… Это и есть реализм в его новом и полном проявлении. Реализм ведь не в том, чтоб назвать идеал «положительным типом» и «подтягивать» к нему действительность, а в том, чтоб в познании самой действительности пройти глубже индивидуального и глубже типического – туда, где можно встретиться с идеальным. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
|
В 1859 году в журнале «Отечественные записки» публикуется роман И.А.Гончарова «Обломов». По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман — вершина творчества писателя.
Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, — чистосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нравственное качество — совесть. Уже на первой странице этого произведения автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его». Истории этой живой души посвящен роман, в котором на примере жизни, от рождения до смерти, одного из многих представителей русского дворянства автор пристально рассматривает современное общество в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования. Не раз прозвучат похвалы тому, что в Обломове «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» Более того, окажется, что встреча с Обломовым дала «уроки жизни» Ольге Ильинской, что Штольц возвращался к нему, чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу...», что, наконец, само существование Ильи Ильича выявило духовное богатство Агафьи Матвеевны Пшеницыной: «...навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно». Но трагическое звучание и содержание романа тем и определяется, что сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу». Всем неспешным ходом повествования читатель побуждается к осознанию причин и сути совершившейся трагедии. Широкая сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Обломов не забывает о своем помещичьем положении и никак не может освободиться от сословного высокомерия. Ничегонеделанье Обломова вовсе не невинно. Конечно, лежащий на диване Илья Ильич привлекательнее, чем надоедливые ничтожества, мелькающие перед Обломовым. Но Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвеевич — брр! такая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают... разоряют его именем мужиков... Он все терпит безмолвно». Как бы предупреждая возможные восторги по поводу положительных качеств Обломова, Добролюбов делает вывод: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас». Обломову в романе противопоставлен Андрей Штольц. Первоначально он мыслился писателем как положительный герой. Автор мечтал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами». Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философскими раздумьями о высоком предназначении человека. Но это не получилось. Штольц — не положительный герой романа. Его деятельность иногда напоминает никчемную суету Петрова и Судьбинского из петербургского окружения Обломова. Его практицизм далек от высоких идеалов. В Штольце ум преобладает над сердцем. В отличие от Обломова, он энергичный, деятельный человек. Но по мере развития романа читатель убеждается, что никаких широких идеалов у Штольца нет, что практика его направлена на личное благополучие и мещанский комфорт. Главная сюжетная ситуация в романе — взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. В свое время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а еще более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нем свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Но Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и враждебных любовному чувству. Чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро развеиваются у Обломова. Разрыв между ними естествен: слишком несхожи их натуры. Дороже романтических свиданий оказались для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» — вот каким видится Илье Ильичу идеал существования. Жизнь Ильи Ильича в доме Пшеницыной оказалась непродолжительной, ненормальной, нездоровой. Обломов стал быстро идти навстречу своему вечному сну — смерти. Так Гончаров произнес приговор обломовскому идеалу. После выхода в свет роман стал предметом активного критического внимания. В статье «Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбов писал о том, что Илья Ильич Обломов — «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он — последний в ряду «лишних людей» — Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. В Обломове типичный комплекс «лишнего человека» доведен до парадокса, до логического конца, за которым — распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия. «Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу... Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере — чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится...» Поэтому и слуга Захар в известном смысле «барин» над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — «праздность и покой» — является и мечтой Захара. Они оба — дети Обломовки. Л.Н.Толстой писал: «Обломов» — капитальная вещь, какой давно, давно не было... Но что приятнее... это что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». В этом романе было нечто вечное, имеющее высокий духовный и общечеловеческий смысл. Не случайно он сразу возбудил в читателях потребность говорить о таких понятиях, как народность, национальность, о проблемах добра и зла в их противоборстве, о традициях и об истоках, об «уме» и «сердце». Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: «... пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
|
Роман «Обломов» — произведение этапное, которое в известной степени подводит итог большого и важного периода в развитии нашего народа и общества в целом. Оно показывает нам конец эпохи крепостных отношений, хотя крепостное право было отменено лишь в 1861 году. В нем наглядно раскрывается вся несостоятельность крепостных отношений, показывается, что человек не мог нормально развиваться в условиях крепостного права. Эти мысли Гончаров воплотил в образе Обломова — помещика, который служил в Петербурге, но оставил службу и теперь, будучи тридцати двух лет от роду, лежит в своей квартире, не может приобщиться к какому-либо элементарному делу и не знает, как жить дальше. Смысл заключается в глубоком постижении психологии человека, изуродованного барским воспитанием. Автор раскрыл здесь последствия страшной болезни — «обломовщины». Это — обобщение и некий символ определенных человеческих качеств, которые проявляются во многих людях в течение целого ряда поколений.
Обломов — это смесь романтической мечтательности с непригодностью человека в абсолютно любой сфере, паралич ума и предельно ослабленной воли помещичьим нетрудовым образом жизни. Есть и вторичные свойства обломовщины — это нежелание личности примириться с очень скудным в духовном плане и пошлым существованием. Автор изображает страдания героя, и мы видим, что Обломов — это не только лежебока и лентяй, но и человек, решивший остановиться и ничего не потерять, так как все кругом низменно и пошло. Роман характеризуется неторопливостью изложения и обилием всякого рода подробностей и деталей. Гончаров использует такую манеру изложения, называемую эпической, для того, чтобы показать причины падения героя. Мотив лежания становится центральным, символизирующим духовную слабость человека. Когда-то он мечтал о полезном труде, но все усилия обратиться к делу закончились крахом. Илья Ильич уже примирился со своей неподвижностью, поэтому большую часть времени проводит на диване, который вырастает в произведении до символа неподвижности и остановки в жизни. Последняя попытка Обломова вырваться из этого состояния связана с историей любви к Ольге Ильинской, когда со всей очевидностью обнажается непреодолимая сила обломовщины, боязнь жизни и неспособность к каким-либо решительным действиям. Мотив любви самым неожиданным образом оказывается средством проверки героя: внутренне Обломов не был способен к большому, настоящему чувству, так как атрофировались лучшие стороны его души. Что же сделало Обломова таким? Ответ на этот вопрос заключен в главе «Сон Обломова», которая является экспозиционной, но автор сознательно переносит ее в конец первой части романа для того, чтобы более убедительно и наглядно показать причины обломовщины. Автор рисует детские годы своего героя, который был единственным сыном и рос в полном барском помещичьем довольстве. Родственники ограждали его от всех воображаемых бед. Эта опека с малых лет сделала невозможным проявление собственной инициативы мальчика, который вошел во взрослую жизнь, не чувствуя себя способным хоть к какому-либо делу. Изображая помещичий быт, Гончаров видит в нем не только отрицательное, но и нечто положительное, ценное, что ушло, отступив под напором так называемой городской цивилизации. В Обломовке не все плохо: здесь царит беззлобие, доброта, отсутствует хитрость, которая иногда правит миром. Гончаров считал, что в характере людей должна присутствовать определенная способность к сопротивлению окружающей среде, если она обращена к человеку отрицательной стороной, умение воспринимать в этой же среде положительные стороны, и на основе такого синтеза каждая личность должна формировать свою линию поведения. А человеческая жизнь, по мнению Гончарова, движется к прогрессу, и обязанность каждого человека — найти в ней свое место. Таким образом, Обломов как тип и сама обломовщина интересуют автора не только как частные проявления человеческой судьбы, но и как аналог ко многим судьбам. И в конце романа становится очевидным, что, резко осудив главного героя за лень и бездеятельность, писатель дает понять, что пропадает в сущности неплохой от рождения человек, который мечтает о жизни истинно прекрасной, где нет черствости, меркантильности. Материал с сайта. Но беда его заключается в том, что он только мечтает, лишь осуждает зло, но ничего не делает для того, чтобы его устранить. Антиподом Обломова является образ Андрея Штольца, который олицетворяет передовые силы своего времени. Он нужен в романе для того, чтобы ясна была вся неприспособленность таких людей, как Обломов. Не случайно к Штольцу переходит затем все то, чем владел когда-то Илья Ильич. Штольц деловит, настойчив, ясно видит свою цель, которая заключается в труде. Одним словом, это делец новой капиталистической формации. Автор показывает нам, как одни люди гибнут, а другие находят свое место в жизни. Прежде всего роман «Обломов» в истории русской литературы следует воспринимать как лучшее произведение критического реализма. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|