Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел стройно организовать план комедии, искусно переплетая зарисовки явлений бытовой жизни с раскрытием идейных взглядов героев. Умело и жизненно нарисовал он выразительные и сочные картины быта помещичьей усадьбы XVIII века. Выведя на сцену большую галерею образов, он с большой тщательностью и широтой выписал не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Ереме-евны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь. В совокупности все герои его комедии представляют сложную и стройную, жизненно обоснованную систему образов, зарисованных не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает свое отношение к изображаемым им людям. Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с веселой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким психологом, знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действие. Этой же цели раскрытия образов служат в комедии и ремарки, т.е. авторские замечания к актерам. Например: «от робости запинаясь», «с досадой», «испугавшись, с злобою», «в восторге», «с нетерпением», «с негодованием», «задрожав и грозя» и т.д. Такие ремарки были новостью в русских драматических произведениях XVIII века. Пружиной, приводящей в действие сюжет комедии, Фонвизин взял борьбу за Софью трех искателей ее руки — Скотинина, Митрофанушки и Милона.
Начав комедию со сцены примерки кафтана, Фонвизин вводит в быт дворянской усадьбы, знакомит с основными действующими лицами—с семьей Простаковых-Скотининых. Так дается экспозиция пьесы, но она не затягивается. Уже в VI—VII явлениях первого действия наступает завязка: полученное Софьей письмо от Стародума меняет первоначальный замысел Простаковой выдать Софью замуж за Скотинина. Богатая невеста Софья, думает Простакова, была бы достойной женой Митрофанушки. Начинается борьба со Скотининым. Второе и третье действия — развитие событий, в которые вовлекаются уже все действующие лица. Момент наивысшего напряжения (кульминация) приходится на конец IV действия, когда Простакова решает тайно похитить Софью н насильно обвенчать ее с Митрофанушкой. В пятом действии дается двойная развязка: в III явлении — борьбе за Софью, а в VI—бесчеловечному отношению Простаковой к крепостным кладется конец: ее имение поступает в опеку. Последнее действие наносит окончательный удар Простаковой: сын, ради которого она так обирала крестьян и боролась за Софью, отталкивает ее. А заключающее пьесу восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» — выражает основную идею комедии.
В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, но перевес явно на стороне реализма.
Главную победу реализм одержал в комедии в изображении действующих лиц, особенно отрицательных. Все они—живые люди, широко и разносторонне показанные, а не олицетворение какой-либо одной стороны, одной идеи, что было типично для произведений классицизма. Даже положительные образы не лишены жизненности. А Проста-кова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.
Реализм сказывается и в композиции. Так, правила классицизма запрещали смешение в пьесе комического и драматического, веселого и печального элементов. В комедии полагалось смехом исправлять нравы. В «Недоросле», кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (трагедия Простаковой в конце произведения). Наряду с комическими картинами есть сцены, раскрывающие тяжелые стороны крепостнического быта. Словом, в жанровом отношении «Недоросль» — полукомедия, полудрама. Далее, в комедию введены сцены, не имеющие прямого отношения к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для зарисовки широкой и правдивой картины жизни. Это тоже нарушало правила классицизма о композиции драматических произведений.
Реализм образов, а значит и комедии, еще усиливается благодаря речевой характеристике персонажей: каждый герой (кроме положительных лиц, говорящих, в общем, одинаковым и книжным языком) говорит свойственным ему языком, притом живым, естественным, разговорным.
Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из нее в жизнь на правах пословиц: «Не хочу учиться—хочу жениться», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды» и др.
Эта победа реализма на самом важном участке — в изображении человека — составляет ценнейшую сторону художественного метода Фонвизина. Реализм Фонвизина тесно связан с его передовыми взглядами, с его борьбой против основных зол его времени, так ярко раскрытых им в комедии «Недоросль». Горький справедливо писал, что «Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально плодотворная линия русской литературы—линия обличительно-реалистическая».
Классицизм сказывается главным образом в построении комедии. В соответствии с правилами классицизма комедия состоит из пяти действий. Действие развертывается в одном месте — в имении Простаковой («единство места»), в течение суток («единство времени»), объединено борьбой за Софью («единство действия»). Действующие лица четко делятся на «положительных» и «отрицательных» и наделены «говорящими фамилиями и именами. Развязка дана тоже согласно правилам классицизма: «порок наказан, добродетель торжествует».