Положительные герои (Софья, Стародум) верят в силу воспитания, Софья читает книгу Фенелона «О воспитании девиц» и обсуждает её со Стародумом. Образ Митрофанушки иллюстрирует порочные последствия дурного воспитания. Характер человека складывается в первую очередь в родительском доме. Митрофан перенимает все пороки матери: крайнюю невежественность, грубость, презрение к окружающим, жадность, жестокость. Про- стакова слепой материнской любовью развратила своего сына, так как она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Но, подчиняясь требованиям времени («ныне век другой», эпоха Просвещения), нанимает сыну учителей. Это недоучившийся семинарист Кутейкин, отставной солдат Цыфиркин. Немец Вральман, бывший кучер, который «дитя не неволит». Митрофан не только невежда, но и образец бессердечия (предательство по отношению Митрофана к матери). Для Фонвизина бесспорна связь между воспитанием и образованием, но нравственное воспитание для него приоритетно. «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время». Это слова героя-резонёра Стародума, выражающего авторскую позицию.