«Евгений Онегин» — не типичное для русской литературы начала XIX века произведение. Его необычность заключается прежде всего в особенностях жанра. «Евгений Онегин» — это роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение. Естественно, что для гармоничного сочетания столь разных литературных родов в одном произведении, для придания роману условности требовался особый персонаж. В «Евгении Онегине» таким персонажем стал образ Автора.
Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нем лирических отступлений. Они представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию.
Как мы видим, образ Автора в романе — это повествователь, являющийся действующим лицом. Более того, некоторые литературоведы считают именно Автора, а не Онегина или Татьяну, главным героем романа.
Образ Автора в романе «Евгений Онегин» многогранен: он выступает и в качестве рассказчика, повествующего о событиях, и в качестве персонажа, например, Автор говорит о том, что лично знаком с Онегиным, и как лирический герой, выражающий свое отношение ко всему происходящему и окружающему его. Автор рассуждает о теме времени, философски осмысливает тему смены поколений и приходит к выводу, что это естественно и неизбежно. В романе можно встретить раздумья Автора о свободе, о гармонии, о вдохновении, о поэте и поэзии. Автор говорит о том, что он пишет «не для похвал», но в то же время он страшится забвения. Пушкин в этом произведении нарушает романтический принцип и не отождествляет себя с главным героем, в отличие от Байрона.
Автор открыто выражает свое отношение к персонажам. Он симпатизирует главным героям, но в то же время признает, что и они не идеальны. Автор ценит ум и склонность к самоанализу в Онегине, но осуждает в нем честолюбие. Он восхищается Татьяной, видит в ней свой идеал, свою музу, но в то же время признает, что героиня далека от реальной жизни, возможно, излишне сентиментальна. Ленский близок Автору как поэт, как человек, способный искренне любить, но над его юношеским наивным романтизмом Автор смеется.
Подобно всем главным героям романа, образ Автора подвергается эволюции. От эпикурейства Автор приходит к романтизму, а затем и к реализму.