Героизм и лжегероизм ... Что лежит в основе этих понятий? Как кажется, смелость. Однако её проявление в разных ситуациях может оцениваться со стороны окружающих полярно: одни восхищаются, а другие порицают, потому что у всех ценностные ориентиры вовсе не одинаковы. Именно об этом пишет Д. А. Волкогонов.
В тексте речь идёт о ценностях древних культур сквозь призму человеческого мышления. Автор не случайно акцентирует внимание на духовности людей прошлых эпох: у древних греков физическое развитие было главным в человеке, поскольку воин должен с легкостью одолеть врага. В эпоху Средневековья общество преклонялось перед рыцарями. Как видим, сила первых и смелость вторых были направлены на определённую защиту, то есть вектор цели находился в плоскости свершения поступков во имя чего-то или кого-то.
Становится ясным: содержание термина «героическое» соответствовало мировоззрению людей каждой эпохи, где доминирующим началом были всегда социальные и моральные установки во благо.
В противовес сказанному публицист репрезентирует бессмысленный и безрассудный поступок двух парней, один из которых прыгал без парашюта с целью продемонстрировать смелость и риск. Эксперимент был очень опасным, но, к счастью, все закончилось благополучно. Однако возникает вопрос: для чего надо рисковать собственной жизнью? Ответ большинству людей понятен — продемонстрировать окружающим собственную глупость, хотя лжегерой этого не понимает. А ведь воображаемая слава о себе никогда не признаётся обществом, поскольку поступок направлен на удовлетворение собственного «Я».
Д. А. Волкогонов считает, что в основе героизма должно быть не личное, а общественное. И действительно, герой тот, кто бескорыстно действует на благо общества, не задумываясь о славе. К примеру, в повести М. Горького «Старуха Изергиль» смелый поступок Данко направлен на спасение племени. Молодой юноша ценой собственной жизни заставил поверить своих соплеменников в правоту его действий. Пламя сердца Данко осветило дорогу, и лес расступился, а люди обрели солнечный свет и чистый воздух. Это поистине был герой, он свершил подвиг для продолжения жизни человеческой.
Известно, что в некоторых людях чувство тщеславия превалирует над разумом. Показательно в этом плане жуткое поведение Герострата — жителя греческого города Эфеса, — сжёгшего храм Артемиды лишь для того, чтобы прославить себя в веках. Однако славят героев, но не лжегероев. Конечно, этот факт не был предан забвению, потому что в целях поучения нужно было показать суть лжегероизма, как правило, обусловленного собственным эгоизмом. А таких людей не восхваляют, а презирают.
Таким образом, только окружающие номинируют человека героем и прославляют его в веках, потому что поступок был свершён во благо. И не случайно Д. А. Волкогонов поднял проблему героизма и лжегероизма, показав, что стремление к славе должно быть обусловлено не собственным риском для жизни, а пользой для общества.