Сочинение
Когда мы молоды, полны сил и надежд, веры в будущее, мы обычно не задумываемся о том, что нас ждет в старости. Но, размышляя над судьбой героини К.Г. Паустовского, начинаешь понимать, как же все-таки горько человеку, обреченному доживать свой век в одиночестве... Проблема одинокой старости, проблема разрыва связей между поколениями — это важнейшие проблемы, поставленные автором в данном отрывке.
Актуальность проблемы обусловлена реалиями нашей современной жизни. Из века в век люди сталкиваются с такой же ситуацией, также, как героиня К.Г. Паустовского, горестно замечают: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые угрюмо бредут по улицам, носят тяжелые сумки, смирившисьсо своим одиночеством. В своем рассказе писатель пытается показать, насколько тоскливо живется забытым старикам, старается вызвать сочувствие читателей к своей героине, взывая к нашим лучшим чувствам.
В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Однако Настя «вот уже четвертый год не приезжает — забыла, значит, мать». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз». Сетуя на эгоистичность молодости, автор осуждает нечуткость и нравственную глухоту детей по отношению к родителям. Автор с горечью пишет о слепой материнской любви, любви всепрощающей и порождающей в детях эгоизм и душевную холодность. Вместе с тем писатель преклоняется перед душевной стойкостью этой старой женщины, ее умением достойно переносить свое горе, перед ее добротой, великодушием. Сочувствуя своей героине, он восклицает: «...как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!».
Создавая образ Катерины Ивановны, К.Г. Паустовский использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («висел серп месяца»), эпитеты (волосы «очаровательной красоты», «на зеленеющей заре»), фразеологизмы («не ровен час», «одна на белом свете»). По типу речи данный текст — повествование с элементами описания.
Я полностью разделяю точку зрения К.Г. Паустовского. Подобное отношение к родителям жестоко и безнравственно. И оно, как правило, оборачивается потерей близких, запоздалым раскаянием детей. Об этом писал еще А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Героиня повести, молодая барышня, устраивая собственное счастье, покидает своего отца, несчастного смотрителя, который в конце концов спивается и погибает. Два мира в этой повести (мир блестящего гусара Минского и мир «маленького человека» Самсона Вы- рина) несовместимы, они не могут иметь никаких точек соприкосновения. Есть ли при этом вина за Дуней? В повести автор не выносит окончательного вердикта. Однако, на мой взгляд, несомненно, есть. И в финале героиня осознает это. Подобно блудному сыну из библейской притчи, приезжает она в родной дом и горько плачет на могиле своего отца.
Отчужденность, душевную черствость в семейных отношениях изображает и А. Алексин в повести «А тем временем где-то», передавая непростую историю женщины, усыновившей когда-то ребенка из детского дома. А спустя несколько лет у него вдруг нашлись родители. И этот самый Шурик с легкостью оставляет свою приемную мать, не захотев даже попрощаться с нею. Оказывается, он считает ее простодушным, наивным человеком, не сумевшим толком устроить свою жизнь. Думаю, что подобное отношение к родителям недопустимо. Оно возвратится к нам сторицей, породив эту отчужденность в отношениях с собственными детьми.
Таким образом, рассказывая бесхитростную историю своей героини, К.Г. Паустовский взывает к нашей чуткости и доброте. И тут невольно приходят на ум давно забытые слова П. Вяземского: «Любовь к ближнему должна быть запечатлена в сердце».
Текст
Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там, одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна.
Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Ивановны — не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвертый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Неровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов — никому не известно.
Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, — в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.
—Дорогой мой, — сказала Катерина Ивановна, — не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.
Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салоп- чик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
— Не дай вам бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!
{По К.Г. Паустовскому)