Сочинение
«Человек есть только то, что он сам из себя делает», — утверждал некогда известный французский философ и писатель Жан-Поль Сартр. И действительно, с этим высказыванием трудно не согласиться. Во все времена и эпохи была актуальной проблема нравственного самосовершенствования. Эта же проблема озвучена и в тексте С. Львова.
Как мы уже заметили выше, этот вопрос относится к категории «вечных» вопросов, поставленных жизнью перед людьми. Очень значимым он является и для нашей современности. Именно поэтому автор приглашает читателя поразмышлять вместе с ним о потенциальных возможностях человека, об умении его противостоять обстоятельствам, генам, социальной среде.
С. Львов здесь вспоминает классическую формулу прошлого века, оправдывающую человеческую лень, безволие, бесхарактерность, промахи и неудачи, проступки и преступления. Формула эта проста: «Среда заела!». Однако где же в этой ситуации сам человек, его свободная воля? Именно таким вопросом задается автор. И вспоминает о судьбе древнегреческого оратора Демосфена, оставшегося сиротой и лишенного наследства. Он был неуклюж, неловок, картавил, обладал тихим голосом. Однако сумел преодолеть все свои недостатки и стал блестящим политическим оратором. Человек должен сам определять свою судьбу, должен активно противостоять обстоятельствам, неустанно работать над собой — именно такова позиция автора в этом тексте. «Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — собственное сознательное отношение к собственной жизни...»', — пишет С. Львов.
Текст автора, несмотря на публицистический стиль, очень яркий, образный, эмоциональный. С. Львов использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («жестокую неудачу», «непревзойденного красноречия»), метафору («победил обстоятельства»), вопросно-ответную форму изложения («Почему вы пьянствуете?» — «Среда заела!»).
Я полностью разделяю точку зрения С. Львова. Человек, Действительно, должен сам определять свою судьбу, добиваться поставленной цели, потому что это дает нам ощущение полноты жизни. Только так мы можем развить свои таланты, угадать собственное предназначение. Очень интересно размышляет об этом Л. Жуховицкий в своем публицистическом сбор- нике «Ни дня без мысли». Он отмечает, что, согласно исследованиям ученых, судьба наша натри четверти зависит от генов. Самому же человеку остается одна четвертая часть. Однако зачастую именно она и становится определяющей в развитии человеческой личности, проявлении таланта, выборе своего предназначения. В качестве примера писатель приводит великого русского полководца Александра Суворова: «Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой части судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю».
Также большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, где отмечал все свои недостатки и размышлял об искоренении этих черт в своем характере. Благодаря работе над собой, писатель сумел преодолеть лень, тщеславие, страсть к карточной игре. Он развивал свою память, наблюдательность, много времени посвящал труду и самообразованию. Жизнь Л.Н. Толстого — прекрасный пример нравственного самосовершенствования.
Таким образом, ориентиром для С. Львова в разрешении данной проблемы является открытая позиция писателя-гума- ниста: вера в человека, его возможности, его внутреннюю силу.
Текст
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Или тех, которые он возлагал на себя сам. Не состоялся. Казался чем-то, оказался ничем. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие винят семью, школу, коллектив, обстоятельства. И он сам винит семью, школу, коллектив, обстоятельства.
В прошлом веке для таких объяснений и оправданий была найдена формула «Среда заела».
Когда-то это звучало убедительно, потом обесценилось, приобрело пародийное звучание.
«Почему вы пьянствуете?» — «Среда заела!», «Почему бездельничаете?» — «Среда заела!», «Почему берете взятки?» — «Среда заела!» Над этим ответом стали подтрунивать, потом смеяться, потом издеваться.
Однако и до сих пор мы нередко прибегаем к этой классической формуле, облекая ее в иные слова, если хотим объяснить разочаровывающее, а иногда и пугающее поведение человека. Но не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания — самовоспитании.
Да, родители, семья, школа, все и всяческие коллективы дают человеку или недодают ему очень многое. Но из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — собственное сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям.
Современники и потомки издавна помнили и чтили тех, кто упорным трудом самовоспитания определил свою судьбу, преодолев неблагоприятные условия.
В Древней Греции было немало замечательных ораторов. Но больше всех запомнили Демосфена. Демосфен родился в 384 г. до н. э. Рано потерял отца, опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. Демосфен решил добиться справедливости. Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу, но состояние его отца было к тому времени уже растрачено. Тогда Демосфен надумал стать оратором политическим и потерпел жестокую неудачу. В Древней Греции от оратора требовались звучный голос, безукоризненная дикция, выразительные жесты и мимика. А Демосфен говорил тихо, картавил, был неуклюж, нервно подергивал плечом. Но он превозмог эти недостатки. Предания рассказывают, как он развил силу голоса: заставлял себя говорить громко и звучно на берегу моря, стараясь заглушить прибой, брал в рот камешки, чтобы научиться чисто произносить звук «р». Он упражнялся в жестах и мимике перед высоким зеркалом. Подвешивал над плечом меч, чтобы уколы отучили его от нервного подергивания. И наконец, покорил слушателей содержанием и красотой своих речей. Первую политическую речь Демосфен произнес, ратуя за сохранение независимости Афин против попыток македонского царя Филиппа II подчинить Афины своей власти. Потом он еще не раз произносил речи против царя Филиппа II — «филиппики», они сохранились в истории как образцы непревзойденного красноречия, благородного по содержанию и прекрасного по форме, и на долгие века стали примером для ораторов. Само имя «Демосфен» обрело значение нарицательное. История жизни Демосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел препятствия, казалось бы неодолимые, и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени.
(С. Львов)