Сочинение
Россия — великая держава, кто бы и что бы о ней ни говорил. Она всегда была независимым государством, а ее народ — единой сплоченной силой. Объединяла представителей всех сословий и национальностей идея духовности. Она и была той «национальной идеей», о которой принято говорить, что она погибла с приходом к власти большевиков, и которую теперь тщетно пытаются возродить. Об этом говорится и в тексте Г. Рогова. Автора волнуют проблемы духовного обнищания нации, в котором не последнюю роль сыграло современное искусство и телевидение.
Конечно, как любому здравомыслящему человеку, мне не только понятна позиция Г. Рогова, но и близка его тревога, боль за нашу страну. Но мне кажется, все не так трагично, как считает автор данной статьи. На банальном примере поп-музыки видно, что массы пресытились песенками из двух слов и трех нот и теперь тяготеют к классическому искусству, идут в театры, консерватории, слушают серьезные музыкальные произведения. Даже в рекламных роликах угадываются отрывки из опер А.П. Бородина «Князь Игорь» или Глинки «Руслан и Людмила». Нам дорога наша национальная культура, она объединяет нас в единый народ.
О спасительной для России «национальной идее» лучше всего сказано в произведениях русской классической литературы. Любое произведение — начиная от русской народной сказки и заканчивая бардовскими песнями — проникнуто идеей духовности, единства и патриотизма. Мы сильны только в том случае, когда мы вместе — «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык», как писал А.С. Пушкин. Не только его «Памятник», но и многие другие произведения поэта проникнуты идеями добра и справедливости, национальной гордости и истинной народности. В любимом образе Петра I («Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник») Пушкин всегда подчеркивал его чувство гражданского долга и патриотизма, его самоотверженность и самопожертвование на благо молодой России. Петр I сам был не только началом великой национальной идеи, но и стал примером служения Отчизне для всех нас.
Над проблемой «национальной идеи» размышлял и Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» Пьер Безухов понял свое истинное предназначение только рядом с Платоном Каратаевым и Тихоном Щербатым. Эти два крестьянина открыли Пьеру глаза не только на смысл его собственной жизни, но и на судьбу всего русского народа. Идея единства с народом, объединения сил в борьбе не только против врага внешнего, но и внутреннего — вот то, на чем зиждились истинные основы декабристского общества.
Наш народ многострадальный, но именно в горестях и бедах ковалась национальная идея. В годы гражданской войны многие эмигрировали в поисках лучшей жизни, но были и те, кто остался нести свой крест вместе с народом. «Не с теми я, кто бросил землю на поругание врагам...» — писала А.А. Ахматова. На ее женскую и поэтическую долю выпало много испытаний: революция, война, забвение и почти нищенское существование в коммунальной квартире, арест мужа и сына. Но даже в страшные годы репрессий она думала не о себе, а о тех, кто стоял рядом с ней в тюремной очереди: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Так родился ее «Реквием».
Как птица Феникс, храм Христа Спасителя, построенный на народные деньги в ознаменование годовщины Бородинского сражения, а потом разрушенный большевиками, восстал из пепла. Он стал символом не только непобедимости православной веры, но и символом возрождения нашей духовности. Мы возрождаем ее в нашей национальной культуре, в великих помыслах и делах на благо Отечества. И если надо будет, мы все как один встанем на защиту нашего государства, потому что пока мы едины — мы непобедимы!
Текст
Мы знаем молитвы такие,
Что сердцу легко по ночам;
И гордые музы России
Незримо сопутствуют нам...
(В. Набоков )
(1)В последнее время часто слышны рассуждения видных общественных деятелей, людей искусства и науки о поисках спасительной «национальной идеи», которая могла бы сплотить россиян в созидании своего будущего.
(2)Что же, рассуждения эти насущны! (3)Но разговоры разговорами, а безумный конвейер духовного оскудения нации, в котором повинны многие программы ТВ, огромная часть интернет-индустрии, печатный бизнес, похоже, не оставляет шанса никаким духоподъемным «идеям». (4)Повинны в этом, разумеется, не сами телекамеры, компьютеры или печатные станки, а, собственно, люди, управляющие ими.
(б)Припоминая, какую изжогу у либеральной прослойки вызвала попытка Русской православной церкви ввести в школах России курс основ православной культуры, изумляюсь весьма нервной реакции на предмет оного части научной общественности страны.
(б)Нынче страсти вскипают вновь! (7)Причиной тому — предложение Президента РФ о проведении в ряде регионов страны эксперимента по преподаванию в школе основ религиозной культуры и светской этики.
(
Не погружаясь в пучину нового идеологического противостояния, не могу, однако, не заметить: тех, кто не желает просветления своего народа, не становится меньше. (9)Удивительно, но, проклиная советское прошлое за гибель в 1917 году «старой доброй России», они отвергают сегодня то, на чем она, так сказать, стояла.
(10)К слову, о прошлом: в нем у России предостаточно ярких примеров содержательной, нравственной жизни. (11)Вот, скажем, художественно-интеллектуальные салоны начала XIX века. (12)Если угодно, это были своего рода эффективные коммуникативные модели, поставляющие интеллектуальную пищу для лучших умов России, пестующие высокие идеалы в искусстве, науке, просвещении. (13)Чем не кладезь для ищущих «национальные идеи»?
(14) Не много нужно усилий для того, чтобы «почувствовать разницу», а точнее, степень нашего сегодняшнего падения, — достаточно нажать кнопку телепульта и попасть, к примеру, в «салон» в программе «Дом 2».
(15) Что же нужно делать, чтобы «гордые музы России» из набоковского эпиграфа к этим заметкам сопутствовали
ЕЙ и сегодня? (16)Может, начать с малого — помнить о них, на них, гордых и высоких, равняться...
(17)Как, впрочем, и на другие примеры из нашего великого прошлого.
(По Г. Рогову)