Сочинение
Всем нам хочется быть гениальными, но не у всех получается. Безусловно, с задатками, так сказать, «детей индиго» надо родиться, и об этом сказано и в тексте Н. Михайлова. Но автор, размышляя по этому поводу, пришел к мнению, что важны не только врожденные способности, но и обстоятельства, в которых они могут раскрыться, люди, которые помогают ребенку себя реализовать, и подтвердил свою мысль примером гениальности А.С. Пушкина.
Полностью согласен с Н. Михайловым: не только природные задатки, но и окружение важно для развития и формирования личности. Наследственность играет большую роль в жизни человека, но только сам человек по своей воле может достичь вершины таланта и мастерства, развить в себе то, чем его щедро одарила природа.
Конечно, сразу вспоминается необыкновенно талантливый человек — Михаил Васильевич Ломоносов. Родившийся в семье архангельского помора, он, возможно, всю жизнь бы так ходил в море да солил рыбу, если бы его пытливый ум и любознательность не заставили покинуть родной дом и прийти пешком в Москву. Жаждущего познаний юношу заметили и помогли ему овладеть тайнами тех наук, в которых Ломоносов продвинулся еще дальше. Литература, русский язык, история, химия, физика, геология, география, астрономия, живопись, приборостроение, металлургия — вот поле деятельности М.В. Ломоносова, которого называли «русским самородком», а с легкой руки А.С. Пушкина — «первым русским университетом». За границей отказывались верить, что ученый и поэт — это одно и то же лицо, поэтому в статьях, посвященных Ломоносову-химику, можно встретить ссылку на то, что гениального ученого надо отличать от поэта с тем же именем. Но был бы Ломоносов таковым, если бы не его упорство и стремление сделать для России как много больше и если бы не люди, его окружавшие?
В русской литературе есть замечательный пример того, как человек не смог распорядиться своими природными задатками. Речь идет об Илье Ильиче Обломове — герое одноименного романа И. Гончарова. От природы в Обломове были и живой ум, и яркие чувства, но окружение и неправильное воспитание в семье, где все за Илюшу делали слуги, привело к тому, что Обломов не стал деятельным человеком, а навсегда остался в области беспочвенных грез и мечтаний. Превратившись в довесок к халату и дивану, Обломов и не заметил, как жизнь прошла.
К сожалению, слова и выражения «мне в облом», «облом делать», «обломись» очень часто стали употребляться в нашей жизни. Не сделали мы правильных выводов из этого романа, а должны бы сделать...
Текст
(1)Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребенок вырос талантливым? (2)Не просто умным и добрым, что само по себе уже немало, а незаурядным и, может быть, даже выдающимся. (3)Но насколько это зависит от нас? (4)И зависит ли вообще? (5)Или все определяется врожденными задатками? (6)Вот, например, «дети индиго» (так их называют!), которые обладают совершенно необыкновенными, часто сверхъестественными способностями. (7)Будто бы они стали появляться на Земле в конце XX века и настолько отличаются от своих сверстников, что впору говорить о «новой расе», о «детях нового сознания» и даже считать их рожденными от брака с инопланетянами. (
Как относиться ко всему этому, решать каждому из нас. (9)Но одна проблема представляется мне бесспорной. (10)Это проблема детской одаренности. (И)Ничего не слышавший об «индиго», но великолепно знавший детей К.И. Чуковский считал, что если бы в нас не иссякала детская любознательность, то к возрасту совершеннолетия каждый из нас мог бы стать гением. (12)Конечно, говоря о гении, Чуковский имел в виду блестящие способности, а не то чудо гениальности, которое наука до сих пор не может объяснить. (13)Непостижимо, почему вдруг среди «простых смертных» рождаются Моцарт, Пушкин, Эйнштейн... (14)Может быть, их появление — результат какого-то генетического сбоя, и следует поверить Гиппократу: «Гениальность — это болезнь, к сожалению, не заразная»? (15)Гипотез на этот счет хватает, есть и серьезные труды (например, работа В.П. Эфроимсона «Предпосылки гениальности»), но, в общем-то, за 2500 лет, со времен Гиппократа, мы так и не приблизились к разгадке. (16)Ну ладно, оставим в покое гениев и прислушаемся к тем педагогам, которые, как и Чуковский, убеждены: в каждом ребенке заложено моцартовское начало. (17)Трагедия, однако, в том, что у громадного, подавляющего большинства детей это начало остается не увиденным, не поддержанным, а значит, не реализованным.
(18)Малограмотные и/или невнимательные родители, плохие и/или перегруженные рутиной воспитатели и учителя, убогие условия жизни — да мало ли несовершенств нашего социума, которые безжалостно «усредняют», нивелируют детскую «гениальность», в результате чего изначально талантливый ребенок становится «как все»! (19)Но, к счастью, бывает и такое. (20)В Петербурге родилась и живет восьмилетняя девочка. (21)Она замечательно рисует (есть уже две выставки ее работ), учит несколько иностранных языков, мужественно справилась с грозящей инвалидностью... (22)Разве она не «ребенок — индиго»? (23)Только мне кажется, что источник «чуда» здесь — родители, которые сделали все возможное и, вероятно, невозможное для своей дочери.
(24)Да, наверное, гением надо родиться. (25)Но вот вопрос: стал бы мальчик Саша Пушкин гениальным поэтом, не окажись он в лицее, где преподаватель словесности Николай Федорович Кошанский заставлял воспитанников писать стихи?
(По Н. Михайлову )