Сочинение
Эссеист и писатель И.И. Михайлова размышляет о стремлении людей к популярности. Как характеризует человека желание личной славы? Можно ли оправдать такое желание?
Автор начинает свой текст цитатой из стихотворения Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...», подчеркивая, что в современном мире скромность не в чести, ибо мы переживаем эпоху «звезд» — не очень талантливых артистов, мелькающих на экране. Легковесному стремлению к известности журналистка противопоставляет жизненные устремления действительно великих людей, имена которых остались скрытыми для потомков. «Гениальный зодчий, построивший церковь в Кижах, замечательные иконописцы...». Стремясь к бессмертию, они отдавали свой талант духовному служению, отвергая мирскую суету.
Точка зрения автора текста состоит в том, что стремление к славе, являясь «простительной слабостью», не может быть истинной ценностью и целью жизни, и, если человек по-настоящему талантлив, он способен преодолеть «звездную болезнь».
Нельзя не согласиться с автором, что подлинные ценности — это самоотдача и творчество, приносящие человеку духовное удовлетворение, а обществу — обогащение.
Справедливость высказанной точки зрения можно подтвердить примерами из литературных текстов.
Обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Один из главных героев романа, князь Андрей Болконский, мечтает о славе, о своем Тулоне, хочет уподобиться величию Наполеона. В 1805 году он участвует в битве под Аустерлицем, где получает тяжелое ранение. Находясь на поле, раненый князь видит высокое небо с проплывающими по нему облаками. Он чувствует, что ему открылась какая-то важная истина, которую он «не знал раньше и увидел нынче». Небо — это символ истинных ценностей, которые должны составлять содержание жизни достойного человека. Смысл этих ценностей — в самоотверженном служении людям, в любви.
Другой пример — сюжет из Евангелия. Христос, находясь в пустыне, отвергает предложенные ему «все царства земные и славу их», сказав, что нужно служить не мирской суете, в которой правит дьявол, а высшим, духовным идеалам, которые угодны Богу.
В заключение подчеркнем, что настоящий человек преодолевает искушение славой и отдает свою жизнь достойному делу.
Текст
(1)«Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь...» — так сказал поэт. (2)Мы чувствуем, что он был прав: какое-то неуловимое откровение и дуновение свободы захватывает нас в этих строчках мудрого человека, хорошо знавшего, что такое слава. (З)Однако многие ли готовы следовать этой максиме, от которой к тому же отдает и некоторым не модным нынче аскетизмом?
(4)Сегодня весьма популярным стало слово «звезда».
(5) Оно характеризует эстрадных певцов и певиц, обладающих белее чем скромными вокальными и артистическими данными, и телеведущих, то и дело мелькающих на экране.
(6) Сегодня слово «звезда» себя дискредитировало, снизило: если кто-то из телевизионных див именуется «звездой», сразу вспоминаются «звездные болезни», симптомом которых является удивительная способность — «ничего не знача, быть притчей на устах у всех...»
(7)Но это наши зрительские эмоции, а если посмотреть на вещи здраво, то надо признать, что каждый человек стремится запомниться, «вписаться в историю», увековечить свое «Я». (
Это совершенно нормально, естественно — кто- то пишет картины, кто-то танцует в балете, кто-то играет на сцене, кто-то возводит плотины и атомные станции...
(9)Вспомним пушкинское «Желание славы»: юноша, потерпевший неудачу в любви, отвергнутый бывшей подругой, хочет восполнить, компенсировать свою неудачу не чем- нибудь, а именно славой: «Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною окружена была...». (Ю)А одна из героинь А. Ахматовой, обращаясь к своему знаменитому возлюбленному, не давшему ей «любви и покоя», просит подарить ее «горькою славой». (11)Она жаждет вписаться в историю как женщина, которую он, «мудрый и смелый», некогда любил и с которой был связан.
(12)Остаться, сохраниться, победить неизбежное забвение во времени, победить самое смерть — это очень важно для человека. (13)Если это и слабость, то слабость, согласитесь, простительная. (14)В действительности же в памятниках, рукотворных и нерукотворных, удается запечатлеть себя лишь немногим.
(15)Весьма часто это люди, преднамеренно избегающие известности, занимающие место в тени чьей-то славы и скрывающие даже свои имена. (16)Гениальный зодчий, построивший церковь в Кижах, пожелал остаться для потомков безымянным. (17)3амечательные иконописцы, создавшие бессмертные лики, сегодня скромно значатся как «неизвестный мастер школы Рублева» или «неизвестный мастер школы Дионисия». (18)Что же, они пренебрегали естественным желанием «не умереть полностью»? (19)Нет, не пренебрегали. (20)Напротив, они смолоду стремились к бессмертию, в которое верили, поэтому и создавали творения, прямо обращенные к Вечности.
(21)Если человек ищет в жизни смысл, а в труде находит многочисленные смыслы, удовлетворяющие главному стержню, то мирской успех для него становится вторичным, суетным, ничтожно малым по сравнению с самоотдачей и творчеством. (22)Если же человек на плаху известности готов положить всего себя, если «жужжанье суеты» вокруг его особы — цель и смысл жизни, то, вероятно, этот человек не преодолел еще многих искушений. (23)Взросление его души, возможно, впереди...
(И.И. Михайлова )