foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе

Готовые сочинения

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку

ТЕМА: Сочинение ЕГЭ. Проблема воспитания

Сочинение ЕГЭ. Проблема воспитания 3 года 4 мес. назад #5548

  • tamara
  • tamara аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 756
  • Репутация: 1
Сочинение

Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин в од­ной из своих сказок ставит проблему воспитания. Он счита­ет, что достойный человек должен быть совестливым. Когда же следует формировать в человеке доброту и милосердие?

Великий сатирик в иносказательной форме рассказывает об исчезновении совести в душах людей. Мир испортился, он сделался населенным бессовестными, циничными сребро­любцами. Если «бедная» совесть попадала кому-нибудь в руки, случайный ее владелец старался немедленно изба­виться от нее как от опасного приобретения. Наконец, со­весть сама попросила своего «хозяина» — бедного мещанина — поместить ее в сердце младенца, чтобы он рос и чтобы со­весть возрастала в нем. «И исчезнут тогда все неправды, ко­варства и насилия...», — делает заключение автор.

Главная мысль сатирика состоит в том, что формировать добрую душу в человеке нужно с младых ногтей; в против­ном случае совесть может не укорениться в его сердце.

Великий сатирик, конечно, прав, полагая, что именно детское сердце способно воспринять добро и укрепиться в нем.

Подтвердим высказанную мысль примерами из литера­турных произведений.

Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская доч­ка». Строгий отец Петруши Гринева, отправляя сына слу­жить в Оренбургскую губернию, наставлял его «хранить честь». С детства он вложил в душу сына совесть и чувство долга. Во время пугачевского бунта Петр Гринев проявил себя как человек, имеющий достоинство и свято исполняю­щий свой долг перед отечеством. Он отказался служить Пу­гачеву и не преступил клятвы, данной императрице.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказа­ние» «интеллектуальный» убийца Раскольников имел доб­рых и хороших родителей, вложивших в его душу совесть. И хотя герой отступает от принципов, в которых его воспи­тывали, и предается ложным идеям о сверхчеловеке, совесть не оставляет его и после совершенного преступления. Она толкает его в дом Мармеладовых, где он отдает последние деньги малолетним детям, а впоследствии исповедуется Со­не, помогающей ему признаться в преступлении, покаяться и начать новую жизнь.

Итак, совесть, если она с детства заложена в человече­скую душу, поможет ему подняться даже после чудовищно­го падения и стать полноценной нравственной личностью.

Текст

(1)Пропала совесть. (2)И никто не догадывался, что чего- то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном орке­стре перестала играть какая-то дудка. (З)Многие начали да­же чувствовать себя бодрее и свободнее. (4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякие душевные сомнения как рукой сняло: ничто не смущало людей, ничто не заставляло их задумать­ся. (6)И настоящее, и будущее — все, казалось, так и отда­валось им в руки — им, счастливцам, не заметившим о про­паже совести.

(7)А бедная совесть лежала между тем на дороге, истер­занная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. (8)Вся­кий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя. (9)Всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном го­роде и на самом бойком месте может валяться такое во­пиющее безобразие. (10)И Бог знает, как долго пролежала бы таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропойца.

(11)И вдруг он почувствовал, что его пронзила словно элек­трическая струя. (12)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его осво­бождается от винных паров и что к нему постепенно возвра­щается горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа.

(13)И кажется бедному пьянице вся его жизнь сплош­ным безобразным преступлением. (14)Но, увы, проснувшее­ся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни на­дежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения.

(15)— Батюшки! (16)Не могу! (17)Несносно! (18)Надо как-нибудь сбыть ее, а то с ней пропадешь, как собака! — думает жалкий пьяница и ищет, кому бы подбросить свою находку...

(19)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый Прохо- рыч. (20)Сначала он заглянул потихонечку в окошко и, уви­дев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинехонек дремлет за стойкой, в одно мгновение растворил дверь, вбе­жал, и прежде, нежели Прохорыч успел опомниться, ужас­ная находка уже лежала у него в руке...

(21) Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами, потом вдруг весь вспотел.

(22) — А ведь скверно спаивать бедный народ! — шептала проснувшаяся совесть.

(23) — Жена! Арина Ивановна! — вскричал он вне себя от испуга.

(24) Прибежала Арина Ивановна, но как только увидала, какое Прохорыч сделал приобретение, так не своим голосом закричала: «Караул! Батюшки! Грабят!» (25)Она очень хо­рошо понимала, что в кабацком деле совесть совсем не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожи­дать прибытка, и потому решилась во что бы то ни стало отделаться от непрошеной гостьи...

(26)Следующий день, как нарочно, был базарный. (27)Служебным долгом квартального надзирателя Ловца было наблюдение за порядком. (28)Он, стало быть, и отправился на базар исполнять свой долг. (29)Этому-то мздоимцу ловко подкинула Арина Ивановна совесть в карман его пальто.

(30)Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно.

(31) Вид у него был не то чтоб наглый, а у стремительный.

(32) Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно заце­пляли все, что попадалось по дороге. (ЗЗ)Словом сказать, был лихоимец и взяточник порядочный.

(34)И вдруг этого самого человека начало коробить. (35)Подошел к одному возу, хочет запустить лапу — лапа не поднимается. (Зб)Подошел к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти — о, ужас! — руки опускаются! (37)Увидел нищего мужика на дороге, дал ему подаяние.

(38) — Это за что же, Фофан Фофаныч?

(39) — А за мою прежнюю обиду, друг! Прости меня, Христа ради!

(40) — Ну, Бог тебя простит!

(41) Таким образом обошел он весь базар и раздал все деньги, какие у него были.

(42) Так и вернулся Ловец домой без добычи. (43) А жена ему: «Куда кульки девал?»

(44) Он ей в ответ: «Перед лицом моей совести свидетель­ствую...»

(45) «Ну, так и обедай со своей совестью, а у меня для тебя нет обеда!» — решила Ловчиха. (46)Вскоре поняла она, что Ловцу ее круто пришлось. (47)Раздела она его, уложила в по­стель и напоила горяченьким. (48)Призадумалась. (49)Только через четверть часа пошла она в переднюю и думает: «А по­смотрю-ка я у него в пальто, может, найдутся в карманах какие-нибудь грошики?» (бО)Обшарила она один карман, другой — нашла какую-то грязную, замасленную бумажку. (51)Как развернула эту бумажку — так и ахнула!

(52) И стала придумывать, кому бы ей эту совесть сбыть...

(53) И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (54) Наконец наскучило ей самой, что негде ей, бед­ной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях да без пристанища. (55)Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, бедному мещанину:

(56)— За что вы меня тираните? (57)3а что помыкаете мной?

(58) — Что же с тобой делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил в свою очередь мещанин.

(59) — А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое дитя, раствори ты предо мной его чистое сердце и схорони меня в нем! (бО)Авось он меня, неповинный младе­нец, приютит и выхолит да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается!

(61)По этому ее слову так все и сделалось. (62)Отыскал мещанин дитя, растворил его чистое сердце и схоронил в нем совесть.

(бЗ)Растет дитя, а вместе с ним растет и совесть. (64)И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. (65)И исчезнут тогда все неправды, ковар­ства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захо­чет распоряжаться всем сама.

(По М.Е. Салтыкову-Щедрину)
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Сочинение ЕГЭ. Проблема воспитания 3 года 4 мес. назад #5555

  • yliana
  • yliana аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 400
  • Репутация: 0
Сочинение

В предлагаемом для анализа тексте М.П. Алпатова ста­вится проблема воспитания. Автор статьи задается вопро­сом: следует ли наставнику вмешиваться в развитие своего подопечного или лучше отдать предпочтение «естественно­му» становлению личности?

Говоря о важности семейного воспитания, автор выска­зывает мнение, что воспитатель, безусловно, должен воздей­ствовать на ребенка. Однако это воздействие должно быть деликатным и аккуратным, не допускающим насилия над личностью. М. Алпатов приводит пример того, как любя­щий отец, желая, чтобы его сын непременно стал офицером, препятствовал свободному духовному развитию своего «ча­да». В результате тот вырос несамостоятельным человеком, не нашел своего места в жизни и не был счастлив. В то же время автор полагает, что положительная семейная среда чрезвычайно важна в воспитании и ее следует формировать. Причем, как подчеркивает автор, позитивная среда может быть сформирована личным примером воспитателя, а не од­ними словесными поучениями.

Главная мысль текста М. Алпатова сводится к тому, что если мы хотим иметь достойный результат воспитания, нам следует бережно относиться к личности ребенка и самим демонстрировать исключительно нравственное поведение.

Соглашаясь с автором, подчеркну, что процесс воспита­ния нельзя пускать на самотек и слова воспитателя никогда не должны расходиться с делами.

Справедливость высказанной мысли подтверждается примерами из произведений русской литературы.

Обратимся к повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Сын богатого судьи, юноша Вася, сдружившись с бедными детьми — Марусей и Валеком, совершает «кражу»: он вы­носит из дома семейную реликвию — куклу, подаренную его покойной матерью Васиной младшей сестре. Вася отдал куклу умирающей от туберкулеза Марусе. Судья, узнав о проступке сына, собирается наказать его. Однако он полно­стью прощает сына, когда выясняет, что тот хотел порадо­вать тяжко болеющую бедную девочку. Итак, непритворное участие отца в делах сына, несомненно, способствовало формированию благородства в характере Васи, его нравст­венному взрослению.

Другим примером может служить поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой описывается детство Павлуши Чичикова — главного героя произведения. Атмосфера дет­ства была тяжелой и грустной — ни друга, ни товарища ря­дом. Лишь больной суровый отец, строго обращавшийся с ребенком. Наставление отца «беречь и копить копейку» Чи­чиков выполнил, став героем-приобретателем, идущим по человеческим судьбам, как по лестнице, вверх. Не получив достойного семейного воспитания, не имея нравственной ос­новы в своей душе, герой сделался «подлецом», несмотря на то, что обладал и положительными качествами, которые не были должным образом развиты.

В заключение подчеркну мысль, что, воспитывая, следу­ет уважать в ребенке личность и развивать лучшее, что в нем заложено.

Текст


(1)Результат воспитания кажется подчас обескуражи­вающим человеку, редко задумывающемуся над причинно- следственными связями. (2) Все знают, что воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сто­рону совершенствования. (З)Воспитывает все: родители, школа, враги, друзья — словом, окружающая среда. (4)Это трюизм — всем известная и порядком избитая истина.

(5) На вопрос, что более действенно в воспитании: семья или школа, — ответить или трудно, или невозможно, ибо воспитывает действительно все.

(6) Возьмем, например, семью. (7)Эта «ячейка общества» несет прямую ответственность за нравственное состояние и судьбу человека, в ней родившегося. (8)Вспоминается такая история. (9)Заботливый, любящий отец, пекущийся о своем чаде, отслеживающий каждый шаг отпрыска. (Ю)Когда сын был еще в колыбели, отец, военный инженер, твердо решил сделать из него человека в погонах и настойчиво, целена­правленно готовил мальчика к военной карьере. (1 ^По­слушный ребенок, нерешительный в собственном выборе, во всем доверяя отцу и видя его искреннюю заботу, знал, что родитель плохого не посоветует. (12)Военное училище, куда был определен юноша и где проучился положенное число лет, оказалось для его медлительной, рассеянной натуры ни уму ни сердцу. (13)Он выучился, начал работать — не зала­дилась служба, да и отношения с сослуживцами не клеи­лись. (14)Под нажимом отцовской воли сын долго преодоле­вал себя — все безрезультатно. (15)Время же шло быстро. (16)Светлое будущее уходило безвозвратно, ускользало, обо­рачиваясь безликой, серой прозой.

(17)Ставший со временем зрелым человеком сын боялся что-либо делать самостоятельно, без отцовской поддержки. (18)С ним произошло несчастье такого толка: из-за отцов­ского нажима и опеки он не узнал ни себя, ни своих истин­ных возможностей, не нашел своего призвания и места в жизни.

(19)Неуверенность в себе, страх перед принятием собст­венных решений — такой финал ждет каждого, кому не пришлось жить своим умом.

(20)Но что же, вообще отказаться от вторжения в жизнь подрастающего человека? (21)Все пустить на самотек? (22)Не вмешиваться в естественный ход развития? (23)Вряд ли это верно. (24)Положительную среду, а с нею и нравы надо формировать. (25)Формировать прежде всего в семье. (26)Если этого не делать нам, любящим, то это сделают дру­гие, нелюбящие, и будет хуже.

(27)3десь нет мелочей, здесь каждый нюанс может сыг­рать огромную роль. (28)3десь важно все: и высказываемые родителями мнения по существенным и самым ничтожным вопросам, и их конфликты, не ускользающие от детей, и их предпочтения. (29)При этом самое главное — позитивный личный пример, а не поучения, не наставления, хотя и они имеют значение.

(З0)Положим, вы говорите детям мудрые слова о мило­сердии, о самоотдаче, о духовной пользе жертвенности. (31)Но ваши слова — только слова, если дети ваши не видят проявляемое вами милосердие, как-то: защиту бездомных животных, раздачу милостыни бедным, помощь болящим и так далее.

(32)Если вы говорите о щедрости, а сами стяжаете, бес­покоясь, как вы утверждаете, исключительно о будущем своего семейства, то вряд ли дети ваши в недалеком буду­щем не пожалеют для нищего свою, пусть даже не востребо­ванную никогда вещь. (ЗЗ)Они припрячут ее, думая о своем будущем.

(34)Если вы делите мир на две части: свою семью, для которой вы готовы многим пожертвовать, и всех остальных, которых можно и в жертву иной раз принести, вы рискуете получить эгоистичных, циничных обывателей в лице собст­венных детей. (35)И настанет день, когда их эгоизм будет обращен не к кому-нибудь, а именно к вам. (Зб)Именно вы станете для них никому не нужным «отработанным мате­риалом», обузой на их жизненном празднике.

(М.П. Алпатов )
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.125 секунд

Copyright © 2020 Готовые сочинения Rights Reserved.