Добро пожаловать,
Гость
|
|
Сочинение
Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин в одной из своих сказок ставит проблему воспитания. Он считает, что достойный человек должен быть совестливым. Когда же следует формировать в человеке доброту и милосердие? Великий сатирик в иносказательной форме рассказывает об исчезновении совести в душах людей. Мир испортился, он сделался населенным бессовестными, циничными сребролюбцами. Если «бедная» совесть попадала кому-нибудь в руки, случайный ее владелец старался немедленно избавиться от нее как от опасного приобретения. Наконец, совесть сама попросила своего «хозяина» — бедного мещанина — поместить ее в сердце младенца, чтобы он рос и чтобы совесть возрастала в нем. «И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия...», — делает заключение автор. Главная мысль сатирика состоит в том, что формировать добрую душу в человеке нужно с младых ногтей; в противном случае совесть может не укорениться в его сердце. Великий сатирик, конечно, прав, полагая, что именно детское сердце способно воспринять добро и укрепиться в нем. Подтвердим высказанную мысль примерами из литературных произведений. Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Строгий отец Петруши Гринева, отправляя сына служить в Оренбургскую губернию, наставлял его «хранить честь». С детства он вложил в душу сына совесть и чувство долга. Во время пугачевского бунта Петр Гринев проявил себя как человек, имеющий достоинство и свято исполняющий свой долг перед отечеством. Он отказался служить Пугачеву и не преступил клятвы, данной императрице. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «интеллектуальный» убийца Раскольников имел добрых и хороших родителей, вложивших в его душу совесть. И хотя герой отступает от принципов, в которых его воспитывали, и предается ложным идеям о сверхчеловеке, совесть не оставляет его и после совершенного преступления. Она толкает его в дом Мармеладовых, где он отдает последние деньги малолетним детям, а впоследствии исповедуется Соне, помогающей ему признаться в преступлении, покаяться и начать новую жизнь. Итак, совесть, если она с детства заложена в человеческую душу, поможет ему подняться даже после чудовищного падения и стать полноценной нравственной личностью. Текст (1)Пропала совесть. (2)И никто не догадывался, что чего- то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. (З)Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. (4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякие душевные сомнения как рукой сняло: ничто не смущало людей, ничто не заставляло их задуматься. (6)И настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести. (7)А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. (Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя. (9)Всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие. (10)И Бог знает, как долго пролежала бы таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропойца. (11)И вдруг он почувствовал, что его пронзила словно электрическая струя. (12)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. (13)И кажется бедному пьянице вся его жизнь сплошным безобразным преступлением. (14)Но, увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения. (15)— Батюшки! (16)Не могу! (17)Несносно! (18)Надо как-нибудь сбыть ее, а то с ней пропадешь, как собака! — думает жалкий пьяница и ищет, кому бы подбросить свою находку... (19)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый Прохо- рыч. (20)Сначала он заглянул потихонечку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинехонек дремлет за стойкой, в одно мгновение растворил дверь, вбежал, и прежде, нежели Прохорыч успел опомниться, ужасная находка уже лежала у него в руке... (21) Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами, потом вдруг весь вспотел. (22) — А ведь скверно спаивать бедный народ! — шептала проснувшаяся совесть. (23) — Жена! Арина Ивановна! — вскричал он вне себя от испуга. (24) Прибежала Арина Ивановна, но как только увидала, какое Прохорыч сделал приобретение, так не своим голосом закричала: «Караул! Батюшки! Грабят!» (25)Она очень хорошо понимала, что в кабацком деле совесть совсем не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожидать прибытка, и потому решилась во что бы то ни стало отделаться от непрошеной гостьи... (26)Следующий день, как нарочно, был базарный. (27)Служебным долгом квартального надзирателя Ловца было наблюдение за порядком. (28)Он, стало быть, и отправился на базар исполнять свой долг. (29)Этому-то мздоимцу ловко подкинула Арина Ивановна совесть в карман его пальто. (30)Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно. (31) Вид у него был не то чтоб наглый, а у стремительный. (32) Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли все, что попадалось по дороге. (ЗЗ)Словом сказать, был лихоимец и взяточник порядочный. (34)И вдруг этого самого человека начало коробить. (35)Подошел к одному возу, хочет запустить лапу — лапа не поднимается. (Зб)Подошел к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти — о, ужас! — руки опускаются! (37)Увидел нищего мужика на дороге, дал ему подаяние. (38) — Это за что же, Фофан Фофаныч? (39) — А за мою прежнюю обиду, друг! Прости меня, Христа ради! (40) — Ну, Бог тебя простит! (41) Таким образом обошел он весь базар и раздал все деньги, какие у него были. (42) Так и вернулся Ловец домой без добычи. (43) А жена ему: «Куда кульки девал?» (44) Он ей в ответ: «Перед лицом моей совести свидетельствую...» (45) «Ну, так и обедай со своей совестью, а у меня для тебя нет обеда!» — решила Ловчиха. (46)Вскоре поняла она, что Ловцу ее круто пришлось. (47)Раздела она его, уложила в постель и напоила горяченьким. (48)Призадумалась. (49)Только через четверть часа пошла она в переднюю и думает: «А посмотрю-ка я у него в пальто, может, найдутся в карманах какие-нибудь грошики?» (бО)Обшарила она один карман, другой — нашла какую-то грязную, замасленную бумажку. (51)Как развернула эту бумажку — так и ахнула! (52) И стала придумывать, кому бы ей эту совесть сбыть... (53) И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (54) Наконец наскучило ей самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях да без пристанища. (55)Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, бедному мещанину: (56)— За что вы меня тираните? (57)3а что помыкаете мной? (58) — Что же с тобой делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил в свою очередь мещанин. (59) — А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое дитя, раствори ты предо мной его чистое сердце и схорони меня в нем! (бО)Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается! (61)По этому ее слову так все и сделалось. (62)Отыскал мещанин дитя, растворил его чистое сердце и схоронил в нем совесть. (бЗ)Растет дитя, а вместе с ним растет и совесть. (64)И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. (65)И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама. (По М.Е. Салтыкову-Щедрину) |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
|
Сочинение
В предлагаемом для анализа тексте М.П. Алпатова ставится проблема воспитания. Автор статьи задается вопросом: следует ли наставнику вмешиваться в развитие своего подопечного или лучше отдать предпочтение «естественному» становлению личности? Говоря о важности семейного воспитания, автор высказывает мнение, что воспитатель, безусловно, должен воздействовать на ребенка. Однако это воздействие должно быть деликатным и аккуратным, не допускающим насилия над личностью. М. Алпатов приводит пример того, как любящий отец, желая, чтобы его сын непременно стал офицером, препятствовал свободному духовному развитию своего «чада». В результате тот вырос несамостоятельным человеком, не нашел своего места в жизни и не был счастлив. В то же время автор полагает, что положительная семейная среда чрезвычайно важна в воспитании и ее следует формировать. Причем, как подчеркивает автор, позитивная среда может быть сформирована личным примером воспитателя, а не одними словесными поучениями. Главная мысль текста М. Алпатова сводится к тому, что если мы хотим иметь достойный результат воспитания, нам следует бережно относиться к личности ребенка и самим демонстрировать исключительно нравственное поведение. Соглашаясь с автором, подчеркну, что процесс воспитания нельзя пускать на самотек и слова воспитателя никогда не должны расходиться с делами. Справедливость высказанной мысли подтверждается примерами из произведений русской литературы. Обратимся к повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Сын богатого судьи, юноша Вася, сдружившись с бедными детьми — Марусей и Валеком, совершает «кражу»: он выносит из дома семейную реликвию — куклу, подаренную его покойной матерью Васиной младшей сестре. Вася отдал куклу умирающей от туберкулеза Марусе. Судья, узнав о проступке сына, собирается наказать его. Однако он полностью прощает сына, когда выясняет, что тот хотел порадовать тяжко болеющую бедную девочку. Итак, непритворное участие отца в делах сына, несомненно, способствовало формированию благородства в характере Васи, его нравственному взрослению. Другим примером может служить поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой описывается детство Павлуши Чичикова — главного героя произведения. Атмосфера детства была тяжелой и грустной — ни друга, ни товарища рядом. Лишь больной суровый отец, строго обращавшийся с ребенком. Наставление отца «беречь и копить копейку» Чичиков выполнил, став героем-приобретателем, идущим по человеческим судьбам, как по лестнице, вверх. Не получив достойного семейного воспитания, не имея нравственной основы в своей душе, герой сделался «подлецом», несмотря на то, что обладал и положительными качествами, которые не были должным образом развиты. В заключение подчеркну мысль, что, воспитывая, следует уважать в ребенке личность и развивать лучшее, что в нем заложено. Текст (1)Результат воспитания кажется подчас обескураживающим человеку, редко задумывающемуся над причинно- следственными связями. (2) Все знают, что воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования. (З)Воспитывает все: родители, школа, враги, друзья — словом, окружающая среда. (4)Это трюизм — всем известная и порядком избитая истина. (5) На вопрос, что более действенно в воспитании: семья или школа, — ответить или трудно, или невозможно, ибо воспитывает действительно все. (6) Возьмем, например, семью. (7)Эта «ячейка общества» несет прямую ответственность за нравственное состояние и судьбу человека, в ней родившегося. (Вспоминается такая история. (9)Заботливый, любящий отец, пекущийся о своем чаде, отслеживающий каждый шаг отпрыска. (Ю)Когда сын был еще в колыбели, отец, военный инженер, твердо решил сделать из него человека в погонах и настойчиво, целенаправленно готовил мальчика к военной карьере. (1 ^Послушный ребенок, нерешительный в собственном выборе, во всем доверяя отцу и видя его искреннюю заботу, знал, что родитель плохого не посоветует. (12)Военное училище, куда был определен юноша и где проучился положенное число лет, оказалось для его медлительной, рассеянной натуры ни уму ни сердцу. (13)Он выучился, начал работать — не заладилась служба, да и отношения с сослуживцами не клеились. (14)Под нажимом отцовской воли сын долго преодолевал себя — все безрезультатно. (15)Время же шло быстро. (16)Светлое будущее уходило безвозвратно, ускользало, оборачиваясь безликой, серой прозой. (17)Ставший со временем зрелым человеком сын боялся что-либо делать самостоятельно, без отцовской поддержки. (18)С ним произошло несчастье такого толка: из-за отцовского нажима и опеки он не узнал ни себя, ни своих истинных возможностей, не нашел своего призвания и места в жизни. (19)Неуверенность в себе, страх перед принятием собственных решений — такой финал ждет каждого, кому не пришлось жить своим умом. (20)Но что же, вообще отказаться от вторжения в жизнь подрастающего человека? (21)Все пустить на самотек? (22)Не вмешиваться в естественный ход развития? (23)Вряд ли это верно. (24)Положительную среду, а с нею и нравы надо формировать. (25)Формировать прежде всего в семье. (26)Если этого не делать нам, любящим, то это сделают другие, нелюбящие, и будет хуже. (27)3десь нет мелочей, здесь каждый нюанс может сыграть огромную роль. (28)3десь важно все: и высказываемые родителями мнения по существенным и самым ничтожным вопросам, и их конфликты, не ускользающие от детей, и их предпочтения. (29)При этом самое главное — позитивный личный пример, а не поучения, не наставления, хотя и они имеют значение. (З0)Положим, вы говорите детям мудрые слова о милосердии, о самоотдаче, о духовной пользе жертвенности. (31)Но ваши слова — только слова, если дети ваши не видят проявляемое вами милосердие, как-то: защиту бездомных животных, раздачу милостыни бедным, помощь болящим и так далее. (32)Если вы говорите о щедрости, а сами стяжаете, беспокоясь, как вы утверждаете, исключительно о будущем своего семейства, то вряд ли дети ваши в недалеком будущем не пожалеют для нищего свою, пусть даже не востребованную никогда вещь. (ЗЗ)Они припрячут ее, думая о своем будущем. (34)Если вы делите мир на две части: свою семью, для которой вы готовы многим пожертвовать, и всех остальных, которых можно и в жертву иной раз принести, вы рискуете получить эгоистичных, циничных обывателей в лице собственных детей. (35)И настанет день, когда их эгоизм будет обращен не к кому-нибудь, а именно к вам. (Зб)Именно вы станете для них никому не нужным «отработанным материалом», обузой на их жизненном празднике. (М.П. Алпатов ) |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|