Сочинение
Проблему влияния взрослых на формирование личности подростка, юноши рассматривает в своем тексте А. Попов. Автор использует воспоминания героя рассказа о своем деде.
Комментируя эту проблему, замечаешь, как рассказчик заставляет читателя проникнуться чувствами и переживаниями подростка, который доверяет своему деду самые заветные, сокровенные мысли, спрашивает совета. Мудрость взрослого человека, деда, помогает подростку справиться со своими переживаниями, найти свое место в жизни. Дед не дает советов, не изрекает готовые истины, а своими вопросами, мягким юмором и иронией заставляет юношу самому обрести уверенность в себе. Весь текст построен на диалогах, этим подчеркивается равенство двух близких людей, отсутствие назидательности в словах деда. Читателя поражает то, что юноша смотрит на мир достаточно грустно, а дед, человек, проживший жизнь, помогает ему оптимистичней посмотреть на жизнь, увидеть красоту и многогранность мира. Дед дает внуку уроки нравственности, делая это с огромным тактом и любовью. Поэтому «осенний дед» и его добрая философия всегда живы в памяти героя.
Автор считает, что надо бережно относиться к юности, к ее переживаниям и ошибкам и помогать надо тактично, не унижая личность, а подводя самого человека к размышлениям над собой, своими качествами характера.
Трудно не согласиться с автором текста: как хочется, чтобы у каждого из нас в юности был такой «осенний дед», помогающий решить самые сложные проблемы, которые иногда, в подростковом возрасте, кажутся неразрешимыми!
В литературе мы находим множество примеров того, как старшее поколение влияет на молодежь. Например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отец Гринева, человек строгий и суровый, посылая Петрушу в армию, дает наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Петр Гринев выполняет наказ отца, во всех ситуациях оставаясь верным присяге, воинскому долгу, дворянской чести. Он продолжает традиции своей семьи: верой и правдой служить государству. И пример отца помогает ему в этом.
Похожие отношения связывают старика Сантьяго и соседского мальчика в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Старик учил мальчика премудростям рыбной ловли, но не только этому. Мальчик, живя бок о бок с Сантьяго, научился состраданию, мужеству, терпению, хотя старик и не думал о воспитании подростка. Он своим примером воспитывал его, и, когда понадобилась помощь самому Сантьяго, ему помог маленький человек, полюбивший старика как родного.
Как это прекрасно, когда в жизни подростка, юноши есть мудрый, опытный человек, который без лишних нотаций и поучений поможет молодому человеку найти свой правильный жизненный путь!
Текст
(I) 3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал все на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать ее полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...
(4) — Дедушка, скажи что-нибудь грустное.
(5) — Осенние листья.
(6) — А грустнее?
(7) — Осенние звезды.
(
— Грустнее осенних звезд бывает?
(9) — Осенние птицы.
(10) — Дедушка, есть осенние люди?
(II) Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмет, защемит, — забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живет во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.
(14)— Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.
(16)— Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. (17)Это начало счета, это надежда на звездное небо.
(18)— Дед, ну причем здесь звездное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?
(20)— Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму — хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? (22)Начало счета или надежда на вторую и третью?
(23) — Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.
(24) — Глупый ты еще. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.
(26) — Дед, она не любит меня.
(27) — А ты сам как к себе относишься?
(28) — Плохо, дедушка, совсем плохо.
(29) — А летать ты пробовал?
(30) — Дед, средний я, серый, какие там полеты.
(31) — Объясни, такого не понимаю.
(32) — Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (ЗЗ)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать — они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью — их не обижают, они маленькие. (Зб)Шмыгаю я, дед.
(37) — Она тебя замечает?
(38) — Никто я для нее. (39)Моя жизнь — ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41) — К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42) — Шутишь, дед, какие объявления?
(43) — Продается собачья шкура.
(44) — А если придут за шкурой?
(45) — На вырученные деньги купишь скрипку.
(46) — Зачем мне скрипка, дед?
(47) — Станешь играть любимой.
(48) У меня нет родной деревни — мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна — мой дедушка, его слова, его мысли. (50)0н учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.
(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а еще мой дедушка был влюблен в луну. (53)Он знал о ней все.
(54) Как-то сказал:
(55) — Одни ученые утверждают: лунные кратеры — остатки потухших вулканов, другие доказывают — следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры — застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше — взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяковского; Луна — музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!
(59) — Не получается у меня, дед.
(60) — Что не получается?
(61) — Ничего не понимаю, во всем запутался. (62)Дедушка, а кто они такие — осенние люди? (бЗ)Может, я и есть осенний?
(64) — Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам.
(65) — Ой, дед, завидую я тебе.
(66) — Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(67) — Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68) 3асыпая, я вновь услышал его голос:
(69) — Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71) Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72) — Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!
(По А. Попову )