Сочинение
Парадоксальная, на первый взгляд, мысль — счастье и несчастье всегда идут рядом, вечно соприкасаясь друг с другом, дополняя друг друга и противостоя друг другу. Именно к такому мнению приходишь после прочтения текста А.С. Макаренко.
В предлагаемом для анализа тексте выдающийся советский педагог обращается к проблеме философского единства счастья и несчастья. Автор высказывает предположение о том, что в несчастьях людей, несмотря на уникальность каждой жизненной ситуации, много общего: «...в несчастье есть общее, иначе каждый несчастный оставался бы безнадежно одиноким в своем переживании, а ведь не каждый может вынести несчастье наедине с собой». А.С. Макаренко видит много общего и в причинах человеческих несчастий. Конечно, существуют обстоятельства непреодолимой силы, когда человек не властен над ситуацией, но все-таки чаще всего, по мнению автора, причина несчастья — сам человек, его порочность, непорядочность и подлость. Некую общность можно увидеть и в утешениях, к которым прибегают люди, переживающие жизненную драму. Нужно оглянуться вокруг и увидеть людей еще более несчастливых, и помогать им, тем, кому хуже, чем тебе. Самоотверженные, благородные поступки позволяют легче переживать свое горе и найти душевное спасение в помощи другим.
Вывод, к которому приходит А.С. Макаренко, поражает своей глубиной: несчастья делают человека нравственно сильнее, закаляют волю, воспитывают милосердие, чуткость, терпимость, смягчают жестокий нрав. Таким образом, работая над собой, достойно переживая несчастье, человек обретает способность понимать счастье. Значит, эти два нравственных, философских понятия едины и неделимы, «...всегда соотносятся друг с другом...» Самое главное: и в счастье, и в несчастье вести себя достойно, «...оставаясь человеком с большой буквы».
Нельзя не согласиться с мыслями автора: счастье и несчастье идут рука об руку, несчастья многому учат человека, он проходит через испытания, боль, потери и становится нравственно сильнее, добрее, мудрее. Только такой умудренный несчастьями человек в состоянии понять настоящее счастье. Не зря русская пословица, которой много сотен лет, говорит: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Проблема понимания счастья и несчастья — одна из центральных проблем всей русской классической литературы. Многие герои, по точному выражению Ф.М. Достоевского, мучаются этими вопросами, мучительно ищут ответ: что есть счастье и несчастье. Например, В.Г. Короленко в известном рассказе «Парадокс» создает потрясающий по своей силе образ калеки Яна Залусского. Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек — творец своего счастья. Фраза из записки, которую он подарил мальчикам, людям, только начинающим жизнь и не знающим пока бед и горестей, сегодня стала парадоксальным афоризмом, в котором мастерски выражено философское единство счастья и несчастья: «Человек создан для счастья, как птица для полета, только счастье не всегда создано для него». Сколько горечи и мудрости в этих словах человека, несчастного от природы, но счастливого своей нравственной силой и мужеством.
Очень интересное видение рассматриваемой проблемы можно найти в сказке Н. Рериха «Гримр Викинг». Старый вождь, Гримр Викинг, собрал своих гостей за большим столом. Он поднимает чашу меда за то, чтобы в жизни каждого человека был друг. Сподвижники обижены и огорчены: а разве они не являются верными друзьями, ведь они на протяжении многих лет поддерживали Гримра во всех бедах, поражениях, несчастьях. Но, оказывается, в счастье этот достойный вождь и воин всегда был одинок. Он произносит очень горькие слова: «Когда несчастье бывает, я, убогий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. В моем несчастье вы, товарищи, жили для себя». Мне кажется, слова Гримра — замечательный пример неразрывного, тесного единства счастья и несчастья!
Подводя итог рассуждениям, можно сказать, что действительно счастье и несчастье всегда идут рядом, дополняя друг друга и противореча друг другу. Видимо, сколько будет существовать человечество, столько и будут люди мучаться вопросом: почему так слиты эти два понятия, почему «счастье не приходит вдвоем, а горе не бывает одно»...
Текст
(1)Счастье и несчастье всегда идут рядом, они соприкасаются друг с другом, как роза с шипами. (2)Эта бесспорная мысль нуждается, пожалуй, в одном только уточнении: как гласит китайская пословица, «счастье не приходит вдвоем, а горе не бывает одно».
(З)Есть предубеждение, что говорить о несчастье не следует. (4)Все зависит от того, с какой целью это делается: для того ли, чтобы «упиваться» несчастьем, или для того, чтобы более умело бороться с ним. (б)Понимание причин несчастья, умение достойно переносить и преодолевать их, извлекать из них нравственные уроки — необходимая ступень на пути к счастью.
(б)Несчастье многолико. (7)Перефразируя начало романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», где речь шла о счастливых и несчастливых семьях, можно сказать, что все счастливые люди похожи друг на друга, а каждый несчастливый человек несчастлив по-своему. (
Но и в несчастье есть общее, иначе каждый несчастный оставался бы безнадежно одиноким в своем переживании, а ведь не каждый может вынести несчастье наедине с собой.
(9)Много общего и в причинах несчастья. (10)Но наиболее распространенной причиной является, пожалуй, собственная порочность человека, выступающая в виде вздорной страсти, непорядочности и подлости. (И)Конечно, очень часто и обстоятельства делают людей несчастными. (12)Но есть высокий гуманный смысл в том, чтобы искать причину несчастий прежде всего в себе самом, а потом уже в явлениях окружающей нас жизни, чтобы предъявлять претензии прежде всего к самому себе, а потом уже к другим.
(13)Немало общего и в тех утешениях, которые каждый из нас невольно ищет в минуты несчастий. (14)Многие из них носят чисто умозрительный характер, в том смысле, что «время уносит всякое горе и беду», что «не существует ни вечной радости, ни бесконечной печали».
(15)Но есть утешения и более глубокие по своему нравственному смыслу. (16)Еще Эзоп советовал несчастным оглянуться вокруг себя: ведь на свете немало людей с еще более тяжелой судьбой. (17)Но дело не в том, чтобы утешиться этим сравнением или найти себе товарищей по несчастью. (18)Главное — на опыте собственного несчастья почувствовать несчастье другого, чтобы прийти ему на помощь и утешиться самоотверженным, благородным поступком.
(19)Немало общего и в тех жизненных уроках, которые можно извлечь из несчастий. (20)Как говорится в одной русской пословице, «беда вымучит, беда и выучит». (21)Пользу несчастий усматривали в том, что они умудряют человека, пробуждают укоры совести, закаляют и в то же время смягчают нравственный мир личности, делают нас более чуткими и милосердными.
(22)Даже в несчастье человек не должен терять свой человеческий облик. (23)Однако достойно переносить счастье порою еще труднее, чем несчастье. (24)Вот почему образцы достойного поведения в счастье и несчастье всегда соотносятся друг с другом и приводятся, как правило, вместе.
(25)И в счастье, и в несчастье должно и можно вести себя в равной степени прекрасно, оставаясь человеком с большой буквы.
(По А.С. Макаренко)