foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе

Готовые сочинения

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку

ТЕМА: Сочинение ЕГЭ. Проблема философского единства счастья и несчастья

Сочинение ЕГЭ. Проблема философского единства счастья и несчастья 7 года 3 мес. назад #5531

  • tamara
  • tamara аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 756
  • Репутация: 1
Сочинение

Парадоксальная, на первый взгляд, мысль — счастье и несчастье всегда идут рядом, вечно соприкасаясь друг с дру­гом, дополняя друг друга и противостоя друг другу. Именно к такому мнению приходишь после прочтения текста А.С. Макаренко.

В предлагаемом для анализа тексте выдающийся совет­ский педагог обращается к проблеме философского единства счастья и несчастья. Автор высказывает предположение о том, что в несчастьях людей, несмотря на уникальность ка­ждой жизненной ситуации, много общего: «...в несчастье есть общее, иначе каждый несчастный оставался бы безна­дежно одиноким в своем переживании, а ведь не каждый может вынести несчастье наедине с собой». А.С. Макаренко видит много общего и в причинах человеческих несчастий. Конечно, существуют обстоятельства непреодолимой силы, когда человек не властен над ситуацией, но все-таки чаще всего, по мнению автора, причина несчастья — сам человек, его порочность, непорядочность и подлость. Некую общность можно увидеть и в утешениях, к которым прибегают люди, переживающие жизненную драму. Нужно оглянуться во­круг и увидеть людей еще более несчастливых, и помогать им, тем, кому хуже, чем тебе. Самоотверженные, благород­ные поступки позволяют легче переживать свое горе и най­ти душевное спасение в помощи другим.

Вывод, к которому приходит А.С. Макаренко, поражает своей глубиной: несчастья делают человека нравственно сильнее, закаляют волю, воспитывают милосердие, чут­кость, терпимость, смягчают жестокий нрав. Таким обра­зом, работая над собой, достойно переживая несчастье, че­ловек обретает способность понимать счастье. Значит, эти два нравственных, философских понятия едины и недели­мы, «...всегда соотносятся друг с другом...» Самое главное: и в счастье, и в несчастье вести себя достойно, «...оставаясь человеком с большой буквы».

Нельзя не согласиться с мыслями автора: счастье и не­счастье идут рука об руку, несчастья многому учат челове­ка, он проходит через испытания, боль, потери и становится нравственно сильнее, добрее, мудрее. Только такой умуд­ренный несчастьями человек в состоянии понять настоящее счастье. Не зря русская пословица, которой много сотен лет, говорит: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Проблема понимания счастья и несчастья — одна из центральных проблем всей русской классической литерату­ры. Многие герои, по точному выражению Ф.М. Достоевско­го, мучаются этими вопросами, мучительно ищут ответ: что есть счастье и несчастье. Например, В.Г. Короленко в из­вестном рассказе «Парадокс» создает потрясающий по своей силе образ калеки Яна Залусского. Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек — творец своего счастья. Фраза из записки, которую он подарил мальчикам, людям, только начинающим жизнь и не знающим пока бед и горе­стей, сегодня стала парадоксальным афоризмом, в котором мастерски выражено философское единство счастья и несча­стья: «Человек создан для счастья, как птица для полета, только счастье не всегда создано для него». Сколько горечи и мудрости в этих словах человека, несчастного от природы, но счастливого своей нравственной силой и мужеством.

Очень интересное видение рассматриваемой проблемы можно найти в сказке Н. Рериха «Гримр Викинг». Старый вождь, Гримр Викинг, собрал своих гостей за большим сто­лом. Он поднимает чашу меда за то, чтобы в жизни каждого человека был друг. Сподвижники обижены и огорчены: а разве они не являются верными друзьями, ведь они на про­тяжении многих лет поддерживали Гримра во всех бедах, поражениях, несчастьях. Но, оказывается, в счастье этот достойный вождь и воин всегда был одинок. Он произносит очень горькие слова: «Когда несчастье бывает, я, убогий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. В моем несча­стье вы, товарищи, жили для себя». Мне кажется, слова Гримра — замечательный пример неразрывного, тесного единства счастья и несчастья!

Подводя итог рассуждениям, можно сказать, что дейст­вительно счастье и несчастье всегда идут рядом, дополняя друг друга и противореча друг другу. Видимо, сколько будет существовать человечество, столько и будут люди мучаться вопросом: почему так слиты эти два понятия, почему «сча­стье не приходит вдвоем, а горе не бывает одно»...

Текст

(1)Счастье и несчастье всегда идут рядом, они соприка­саются друг с другом, как роза с шипами. (2)Эта бесспорная мысль нуждается, пожалуй, в одном только уточнении: как гласит китайская пословица, «счастье не приходит вдвоем, а горе не бывает одно».

(З)Есть предубеждение, что говорить о несчастье не сле­дует. (4)Все зависит от того, с какой целью это делается: для того ли, чтобы «упиваться» несчастьем, или для того, чтобы более умело бороться с ним. (б)Понимание причин не­счастья, умение достойно переносить и преодолевать их, из­влекать из них нравственные уроки — необходимая ступень на пути к счастью.

(б)Несчастье многолико. (7)Перефразируя начало романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», где речь шла о счастливых и несчастливых семьях, можно сказать, что все счастливые люди похожи друг на друга, а каждый несчастливый чело­век несчастлив по-своему. (8)Но и в несчастье есть общее, иначе каждый несчастный оставался бы безнадежно одино­ким в своем переживании, а ведь не каждый может вынести несчастье наедине с собой.

(9)Много общего и в причинах несчастья. (10)Но наибо­лее распространенной причиной является, пожалуй, собст­венная порочность человека, выступающая в виде вздорной страсти, непорядочности и подлости. (И)Конечно, очень часто и обстоятельства делают людей несчастными. (12)Но есть высокий гуманный смысл в том, чтобы искать причину несчастий прежде всего в себе самом, а потом уже в явлени­ях окружающей нас жизни, чтобы предъявлять претензии прежде всего к самому себе, а потом уже к другим.

(13)Немало общего и в тех утешениях, которые каждый из нас невольно ищет в минуты несчастий. (14)Многие из них носят чисто умозрительный характер, в том смысле, что «время уносит всякое горе и беду», что «не существует ни вечной радости, ни бесконечной печали».

(15)Но есть утешения и более глубокие по своему нравст­венному смыслу. (16)Еще Эзоп советовал несчастным огля­нуться вокруг себя: ведь на свете немало людей с еще более тяжелой судьбой. (17)Но дело не в том, чтобы утешиться этим сравнением или найти себе товарищей по несчастью. (18)Главное — на опыте собственного несчастья почувство­вать несчастье другого, чтобы прийти ему на помощь и уте­шиться самоотверженным, благородным поступком.

(19)Немало общего и в тех жизненных уроках, которые можно извлечь из несчастий. (20)Как говорится в одной рус­ской пословице, «беда вымучит, беда и выучит». (21)Пользу несчастий усматривали в том, что они умудряют человека, пробуждают укоры совести, закаляют и в то же время смяг­чают нравственный мир личности, делают нас более чутки­ми и милосердными.

(22)Даже в несчастье человек не должен терять свой че­ловеческий облик. (23)Однако достойно переносить счастье порою еще труднее, чем несчастье. (24)Вот почему образцы достойного поведения в счастье и несчастье всегда соотно­сятся друг с другом и приводятся, как правило, вместе.

(25)И в счастье, и в несчастье должно и можно вести се­бя в равной степени прекрасно, оставаясь человеком с боль­шой буквы.

(По А.С. Макаренко)
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.106 секунд

Copyright © 2024 Готовые сочинения Rights Reserved.