foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе

Готовые сочинения

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку

ТЕМА: Сочинение ЕГЭ. Проблема служения науке

Сочинение ЕГЭ. Проблема служения науке 7 года 3 мес. назад #5525

  • tamara
  • tamara аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 756
  • Репутация: 1
Вероятно, нет ни одного образованного человека, кото­рый ни разу не слышал бы знаменитую фразу Архимеда: «Эврика! Я нашел!» Конечно, и я не раз слышала это из­вестнейшее изречение ученого древнего мира. Но при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, какова судьба Ар­химеда, в чем его гражданский подвиг? Над такими вопро­сами я задумалась впервые, познакомившись с текстом Я. Голованова.

Автор обращается к очень сложной проблеме служения человека науке. Я. Голованов рассказывает историю о том, как поглощен был Архимед научными изысканиями. По мнению автора текста, «Архимед — редчайшее явление в науке», так как он сочетал в себе высокого теоретика и вир­туозного инженера-практика. Благодаря его научному и гражданскому подвигу удалось отстоять древний город Си­ракузы во время осады его римлянами. Ученый был погло­щен работой и тогда, когда «предательство открыло ворота римлянам». За отказ явиться к полководцу врагов великий ученый был убит мечом.

Точка зрения Я. Голованова на поставленную проблему состоит в том, что служение науке требует от человека ве­личайшего самопожертвования, самозабвения. Благодаря этим качествам ученый не только может проявить себя в научных исканиях, но и явить потомкам пример высочай­шего гражданского подвига.

Можно привести множество примеров, подтверждающих высказанную автором точку зрения. Обратимся к литературе. В 1960 году был завершен роман Владимира Дудинцева «Бе­лые одежды». Это произведение — социально-философский рассказ о жизни и работе ученых-биологов. Основан на ре­альном преследовании «народным академиком» Лысенко, пытавшимся использовать послевоенные трудности государ­ства для достижения личной власти с помощью репрессий в отношении лучших ученых-генетиков. Восхищение читателя вызывают ученые, ценой своей жизни доказавшие справед­ливость «классического» подхода к генетике: Иван Ильич Стригалев, академик Посошков, Елена Туманова. Безусловно, эти люди являют собой замечательные примеры самопожерт­вования во имя науки, истины и справедливости.

Россия и до XX века знала немало примеров беззаветного служения науке. Безусловно, нельзя не вспомнить имя Ми­хаила Васильевича Ломоносова.

М.В. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопе­дический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с ми­ровой литературой и античным наследием, необычайная на­читанность в церковнославянской книжности и естественно­научных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени. Автор анализируемого текста Я. Голованов посвятил М.В. Ломоносову повесть «Факты и мифы», в которой он горячо, вдохновенно говорит о том, что великий мыслитель всю свою жизнь работал на пределе, просиживал за книгами не часы — сутки, голодал, недосыпал. Был окружен не только сподвижниками, но и завистниками, лжецами, трусами. Но, несмотря ни на что, служил науке. Это ли не пример подлинного самопожертво­вания!

Сказанное позволяет утверждать, что ученые — это лю­ди, способные на истинное самоотречение, духовный и гра­жданский подвиг. Такими подвижниками держится и дви­жется наука.

Текст

(1) Архимед жил так невообразимо давно, что память о нем, словно древняя галера, плывущая по океану времени, обросла ракушками вымыслов и легенд; и, наверное, легенд этих стало больше, чем правды.

(2) 3лые языки говорили, что Архимед мало думает о своем бытии, увлеченный различными вычислениями: он якобы забывал о пище, готов был чертить везде: в пыли, пепле, на песке, даже на собственном теле. (3)В ванне его вдруг осенила мысль о выталкивающей силе, действующей на погруженное в воду тело, и, забыв обо всем, голый, бе­жал он по улицам Сиракуз с победным кличем: «Эврика!» («Я нашел!») (4)Его мало заботит людская молва и суд по­томков — увы, подчас чересчур мало. (б)Некоторые озаре­ния свои он даже не считает нужным записывать, и мы ни­когда не узнаем, как удавалось ему извлекать квадратные корни из очень больших чисел до появления правила извле­чения корней.

(б)Труды Архимеда в астрономии, геометрии, механике велики и многочисленны, но в нем неистребимо жили страсть к изобретательству, к материальному воплощению найденных теоретических закономерностей. (7)Архимед — редчайшее в науке сочетание высокого теоретика с виртуо­зом-инженером. (8)И сегодня нельзя без восхищения и удивления читать дошедшие до нас строки Плутарха, рас­сказывающие об осаде Сиракуз римлянами. (9)Десятки сконструированных Архимедом катапульт всех «калибров» метали каменья в корабли захватчиков, на их головы не­слись тучи копий и дротиков из метательных машин. (Ю)Хитроумные журавле подобные механизмы поднимали своими клювами людей и сбрасывали их с высоты. (11}Были машины, способные даже корабли поднять над водой за нос, чтобы затем низвергнуть их в пучину. (12)Архимед победил.

(13) Плутарх утверждал, что Архимед «один был душой обо­роны, приводил все в движение и управлял защитой».

(14) Он совершил высочайший научный и гражданский под­виг, этот «Главный Конструктор» древних Сиракуз.

(15) «Архимед был настолько горд наукой... — писал Плутарх, — что именно о тех своих открытиях, благодаря которым он приобрел славу... он не оставил ни одного сочи­нения».

(16) Факт остается фактом: Древний Рим так и не узнал всех секретов Архимедовых машин. (17)Цицерон сказал о нем так: «...Этот сицилиец обладал гением, которого, каза­лось бы, человеческая природа не может достигнуть».

...(18)Он был так поглощен работой в тот день, когда предательство открыло ворота римлянам, что не заметил, что город уже занят ими. (19)Когда посыльный римский во­ин прибыл к нему и потребовал, чтобы он немедленно явил­ся к их полководцу, Архимед поморщился, лениво, как от надоедливой мухи, отмахнулся от него и, не поднимая глаз от чертежа, пробурчал:

— (20)Не мешай, я вычисляю.

(21) Солдат выхватил меч и убил его.

(22) Но осталось имя Архимеда. (23)И через века всегда будут слышать потомки его радостный, гордый возглас, бое­вой клич науки, пароль каждого, кто ищет: (24)«Эврика!» («Я нашел!»)

(По Я. Голованову)
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.095 секунд

Copyright © 2024 Готовые сочинения Rights Reserved.