Добро пожаловать,
Гость
|
|
Сочинение
Одаренность человека. Сколько об этом написано и сказано. Принято считать, что одаренность уважаема в человеческом обществе, признаваема на различных уровнях. Кажется, что талантливый человек легко и быстро шагает по жизни, получая награды и звания. Но так ли все просто на самом деле? Знаем ли мы действительную, а не «приглаженную» и «причесанную» общественным мнением жизнь одаренного человека? Осознаем ли, какой дорогой ценой он платит за возможность развивать свои способности, сколько он трудится, чем жертвует? Над этими сложнейшими морально-этическими вопросами меня заставил задуматься текст Я. Голованова. Автор рассматривает природу одаренности и восприятия ее другими людьми. Безусловно, когда речь заходит об этой проблеме, то справедливо вспоминается жизненный и научный путь Михаила Васильевича Ломоносова. Я. Голованов, анализируя факты биографии этого выдающегося ученого, говорит о том, о чем часто молчат энциклопедии и справочники. Оказывается, появление 19-летнего Ломоносова в Москве вовсе не было счастливой случайностью «внезапного озарения» гения. Автор убежден: желание юного Ломоносова посвятить жизнь науке — это «серьезное отражение сложного духовного процесса человека». Следовательно, одаренность есть результат глубокой внутренней работы человека над самим собой, а совсем не стечение неких обстоятельств, как иногда кажется постороннему наблюдателю. Итак, человек сознательно решает посвятить всего себя служению какому-либо общественно значимому и нужному делу. Прикладывает титанические усилия, чтобы реализовать свою мечту. Придет ли в этом случае заслуженное признание? Я. Голованов справедливо говорит о том, что одаренный человек, безусловно, получит признание у лучшей части общества. Но сколько унижений, гонений придется испытать со стороны власть имущих, клеветы и рабской подлости со стороны бездарностей. Писатель утверждает, что это типичная судьба таланта. С какой горечью он восклицает: «...как напоминают штрихи его (Ломоносова) жизни судьбу других великих ученых других стран и других времен!» Я. Голованов приходит к следующим выводам: одаренность — это закономерный результат серьезной духовной работы человека над самим собой; жизненный путь талантливого человека никогда не будет простым: возможно, придется на себе испытать «все возможные виды унижений и оскорблений». Но все это не только можно, но и должно перенести одаренному человеку. Его талант повелевает ему быть выше всех бытовых проблем, житейских невзгод, даже ненависти. Все страдания искупаются трудом на пределе, работой «на износ». В таком самопожертвовании во имя высокой цели готов жить и работать талантливый человек. Безусловно, нельзя не согласиться с мнением автора: мало мы знаем о реальных бедах, страданиях, лишениях и горестях одаренных людей, видим только внешнюю, весьма привлекательную сторону их жизни. В то время как они, талантливые люди, за все достижения, открытия, звания, почести и награды платят собой, своим терпением и достоинством благородного человека. Проблема восприятия одаренности находит свое отражение в литературе. Достаточно вспомнить одну из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Моцарт — один из талантливейших композиторов мира. Он находится в постоянном творческом поиске новых впечатлений, которые впоследствии станут основой новых произведений. Его музыка находит признание в обществе. Но сколько зависти и черной злобы обрушивается на него. Сальери, которого Моцарт считает другом и единомышленником, задумал и осуществил убийство композитора. Что было причиной? Может быть, то, последнее произведение Моцарта, которое услышал Сальери? А.С. Пушкин убежден: истинная причина жестокого отравления — яростное неприятие одаренности Моцарта, его таланта. Но жизнь все расставляет по местам: мы помним Моцарта, любим и ценим его талант, а имя Сальери упоминаем исключительно в связи с великим композитором, не признавая за убийцей творческого дарования. Другой, не менее трагический пример отношения людей к человеческой одаренности можно найти в историческом романе Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Так персы уважительно называли Александра Сергеевича Грибоедова, талантливого русского писателя, дипломата, полномочного представителя Российской империи в Персии. В своем произведении Тынянов описывает последние одиннадцать месяцев жизни Грибоедова, на фоне которых прослеживается вся его судьба. Используя научную и писательскую интуицию, Тынянов восстанавливает факты, запечатленные в немногих сохранившихся документах. Печать тайны лежит на участии Грибоедова в деятельности общества декабристов, на обстоятельствах его гибели. Роман — попытка разгадать тайну личности и судьбы талантливого человека. Вазир- Мухтар растерзан людьми, считающими его виновным в войнах, голоде, притеснениях, неурожае. Голову его насаживают на шест, тело три дня волочат по улицам Тегерана, а потом бросают в выгребную яму. Так расправилось общество с умным, талантливым человеком. Но истина и в этой истории все-таки восторжествовала: талантливый писатель и столь же талантливый дипломат А.С. Грибоедов для миллионов людей является олицетворением чести, порядочности, духовности. Таким образом, можно сделать вывод: отношение общества к одаренности во все времена было непростым. Лучшая часть общества признает и понимает талант, но другая часть социума старается унизить, оскорбить, уничтожить того, кто не похож на большинство обычных, не наделенных выдающимися способностями людей. Величие таланта заключается в умении противостоять всему жестокому, подлому, ничтожному и находить смысл жизни в служении людям! Текст (1)Существует много мифов, окружающих имя М.В. Ломоносова. (2)Мифы возникли как-то исподволь, скорее по доброму, чем по злому умыслу, и незаметно укоренились, подменив истину. (3) В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый некой неведомой силой, вдруг все бросает и пешком идет в Москву учиться. (4) Все так и не так. (б)Во-первых, это был совсем не мальчик. (6)В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с 10 лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. (7)Во-вторых, в Москву отправился вовсе не сын бедного, темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося авторитетом и известностью. Василий Ломоносов содержал лодки, на которых перевозил по морю казенную и частную кладь, так что называть Михайлу Васильевича крестьянским сыном можно лишь с некоторыми оговорками. (И, наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. (9)То есть явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не счастливая случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение некоего сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Ю)Мифологичность есть и в том, что вся жизнь Ломоносова, с давних пор приглаженная и «причесанная» некоторыми дореволюционными биографами, представлялась довольно благополучной и даже безмятежной. (11)Да, была и благосклонность Елизаветы, и защита Шувалова, но человек этот за короткий свой век отведал из всех чаш горестей, столь щедро поивших его великих потомков — от Радищева до Менделеева. (12)Он, ставший еще при жизни воплощением русской культуры, испытал на себе все возможные виды унижений и умалений этой культуры. (13)Он получал подметные анонимки, как получал их потом Пушкин. (14)Его травила церковь, как травила она многие десятилетия спустя Льва Толстого. (15)Его труды высмеивались, как высмеивались гениальные откровения Лобачевского. (16)Сколько сил потратил он на борьбу с иностранным засильем в русской Академии наук, на борьбу с тайными союзами бездарностей! (17)Над ним издевались монархи и ненавидели монаршие холопы, как издевались и ненавидели они славнейших сынов нашего Отечества. (18)Даже больше: как напоминают штрихи его жизни судьбу других великих ученых других стран и других времен! (19)Всю жизнь работал он на пределе, теперь сказали бы «на износ». (20)В Москву приехал, не имея в городе ни единого знакомого, спал зимой на возу с рыбой, голодал, потому что денег не было вовсе. (21)Потом, когда начал учиться, просиживал за книгами не часы — сутки. (22)Экономил на всем. (23)Ведь все его «жалование» во время учебы — три копейки в день, а богатый отец решил, что возьмет его измором: денег не посылал и настоятельно требовал его возвращения домой. (24)Недоедал в молодости постоянно. (25) Летом 1743 года (за два года до избрания академиком!) писал в Академию наук, что «пришел в крайнюю скудость»: (26) «Нахожусь болен, и при том, не токмо лекарство, но и дневной пищи себе купить на что не имею, и денег взаймы достать не могу». (27)И это при том, что перечень трудов Ломоносова в энциклопедическом словаре велик! (28)И правдивее, точнее всех сказал о нем А.С. Пушкин: (29)«Ломоносов был великий человек. (ЗО)Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. (31)Он создал первый университет. (32)Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (По Я. Голованову ) |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|