Сочинение
Когда человек уходит во взрослую жизнь из школы, он уносит с собой в далекое жизненное плавание выученные наизусть стихи, отрывки прозы из великих произведений русской классики. Знаменитое изречение К.Г. Паустовского об отношении русских поэтов к осени в школе наизусть не учат. Но знает это высказывание каждый, кто способен воспринимать красоту и философскую глубину природы: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени».
Так почему же именно осень — любимое время года многих одаренных людей? Как осмысливают они единство природных явлений и движений человеческой души? Задуматься над этими вопросами заставляет текст К.Г. Паустовского.
Несомненно, что автор проводит параллель между осенью с ее одинокими золотыми березами, небом, похожим на тонкий лед, и состоянием души зрелого человека, философски спокойно и серьезно рассуждающего наедине с самим собой о бренности бытия и кратковременности всего живого. Не зря писатель упоминает Пушкина и Тютчева, нежно и трогательно любивших осень. Общеизвестно, что эти художники слова были великими философами жизни, стремящимися понять ее сокровенную суть. Вероятно, именно осень с ее дождями и тихой грустью как никакое другое время года способствует раздумьям человека о главных вопросах бытия.
Писатель проводит еще одну параллель между человеком и осенью: осенью пышность весенних и летних красок сменяется строгостью и благородством. Так и у великих мастеров литературы «нарядность языка» уступает место глубине и простоте мысли. Следовательно, по мнению автора, осень обычно любят люди, способные осмысливать свой жизненный путь.
Автор приходит к выводу: осенью природа и человек одинаково тихи, настроены на философские раздумья о вечном и непреходящем, о том, что все живое имеет свойство стареть и умирать. Но именно в этой закономерности заключается и секрет возрождения жизни весной.
Я полностью разделяю позицию автора: осень — самое философское время года, когда не хочется никуда спешить, возникает желание бросить привычный уклад жизни, оставить на потом заботы и тревоги и полностью погрузиться в тихую и светлую грусть «осенних» мыслей.
Мне кажется, сами собой возникают в памяти знаменитые пушкинские строки:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса..
Сколько торжественности и одновременно кротости в нарисованной А.С. Пушкиным картине природы. У поэта даже увяданье пышное, неспешное и торжественное. Это повод задуматься каждому из нас и о своем уходе, который должен быть принятым, обдуманным и философски спокойным.
Еще один пример единения человека и осени находим в творчестве Ф.И. Тютчева. Безусловно, на всю жизнь останутся в памяти строки:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Мир, покой в природе, которую воспевает Ф.И. Тютчев. Разве можно в это время года думать о сиюминутном, временном, кратком и неважном? Поэт уверен: осень — это особое время года, которое дарует человеку редкую возможность не спеша, серьезно и глубоко размышлять о себе и своем месте в мире.
Таким образом, можно сделать вывод: русские поэты, писатели, художники философски воспринимали осень как уникальное, дорогое и мимолетное время года, когда человек, сливаясь с дремлющей природой, думает о главном, осмысливая мир и самого себя в нем.
Текст
(1) Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.
(2) Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.
(3) В «Большой воде» затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы. (4)В «Ранней весне» черная глубокая река мертво стоит среди оврагов, еще покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома.
(5)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
(6) Левитан так же, как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
(7) 0сень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. (
Рощи делались сквозными. (9)Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (Ю)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (11)0н был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.
(12) Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.
(13) Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (14)Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. (15)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.
(16)На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. (17)Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...
(18) Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.
(19) В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, — хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, — и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все — города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, — будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябин.
(20)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «осенних» картин Левитана.
(По К. Паустовскому )