Сочинение
В любом обществе особое значение придается труду — физическому, интеллектуальному, творческому, поскольку без него невозможен не только научно-технический прогресс, умственное и духовное развитие, но и сама жизнь. Но понимание этого не дается человеку от рождения, а потому проблема воспитания правильного отношения к труду, над которой размышляет А. Бердникова, была и остается актуальной.
Автор текста приводит емкое определение слова «труд», данное в словаре В.И. Даля, подчеркивая в нем некоторую двойственность понятия. Это не только привычное для нас значение «работа», требующая определенных усилий, но и утомление, даже болезнь, а труженик — это и тяжело работающий человек, и мученик. Такая многозначность позволяет А. Бердниковой заострить проблему и, заглянув в недалекое прошлое, показать, как по-разному можно относиться к труду. Конечно, для советской эпохи было характерно утверждение, что «всякий труд... в почете». Но тут же автор замечает, что тогда люди «грезили большими стройками, романтикой дальних дорог, рвались в институты», но не торопились становиться дворниками, ассенизаторами, уборщицами. И даже в воспоминаниях людей одного поколения, когда в семьях было принято приучать детей к работе, отношение к труду выражается по-разному. Ровесница А. Бердниковой считает, что ее мать, заставлявшая дочерей «работать до седьмого пота», лишила их детства. Но автор текста подчеркивает другое: тяжело было ее маме, вынужденной «целыми дням пропадать в поле, на ферме, на сенокосе», жалко было видеть ее уставшей, измотанной работой. Зато какую гордость за мать испытывали дети, когда ее награждали за самоотверженный труд — пусть даже «скромным подарочком»! А потому А. Бердникова сохранила в памяти ощущение не только тяжести труда, но и радости от хорошо выполненного дела, чему научила ее мать.
Именно этот опыт детства позволил автору прийти к важному выводу, который она стремится передать читателю: надо учить детей ценить плоды труда — не только своего, но и общего, коллективного, ведь «большая и срочная работа» способна объединить всех и преодолеть ту разобщенность, которая стала характерной чертой нашей современной жизни.
Невозможно не согласиться с позицией автора, основанной на большом жизненном опыте. Особенно значимым представляется такой взгляд по сравнению с достаточно распространенным сейчас мнением, что тяжелый физический труд — удел неудачников, а работать нужно только для продвижения по карьерной лестнице или ради денег. Вот почему так важно помнить примеры иного отношения к труду, ярко представленные в русской литературе, и стараться воспитывать на них молодое поколение. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». В нем противопоставлены два героя — Илья Обломов и Андрей Штольц. Они дружили с детства и сохранили теплые отношения на всю жизнь, но их воспитание сильно отличалось, а в результате и характеры сложились разные, и судьбы оказались очень непохожими. Если барского сына Илюшу с детства оберегали от любого дела, даже одеваться не давали самостоятельно, то в семье Штольца отец прививал сыну с ранних лет привычку работать. В результате Андрей стал сильным, самостоятельным человеком, сумевшим всего добиться в жизни своим трудом. А Илья Ильич, человек необыкновенной души и «золотого» сердца, оказался неспособным ни к какому делу, и его мечты так и остались нереализованными.
Об огромной воспитательной силе картины коллективного труда на общее благо говорит Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога», посвященном строительству первой в России магистрали, связавшей Петербург и Москву. Поэт не скрывает тяжелейших условий, в которых работали люди (многие из них погибли), его печалит их покорность и несправедливость начальников. Но главное, чему он стремится научить на этом примере мальчика Ваню, оказавшегося его соседом в вагоне поезда, звучит в словах: «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять».
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что воспитание правильного отношения к работе, какой бы тяжелой она ни была, необходимо всем людям — независимо от их материального достатка и положения в обществе.
Текст
(1)У великого словесника Владимира Даля значатся несколько определений этого действительно емкого слова «труд». (2)Да, это работа, занятие, упражнение, дело, требующее усилий, стараний и заботы, напряжения телесных и умственных сил. (3)Но это еще и утомление, а по церковному определению — болезнь, боль, хвороба, немогота, скорбь, хилина. (4)Труждать, поясняет далее автор толкового словаря великорусского языка, налагать труд, работу, заставлять что-то делать. «Возстанут рабы труждающие...» ^Труженик, трудник — обреченный или сам обрекший на тяжкие труды, а еще сподвижник, мученик, трудящийся неутомимо. (б)Трудовой же рубль по Далю, значит заработанный честными трудами, нажитой.
(7)Наверное, нелишне иной раз заглянуть и в словарь, и в свою память, которая возвращает нас ко времени, когда всякий труд, как мы любили повторять, был в почете. (
Однако при выборе профессии в дворники, ассенизаторы, могильщики и даже доярки мы не торопились. Грезили большими стройками, романтикой дальних дорог, рвались в институты, мечтали посвятить себя целиком и полностью интересам Родины.
(9)Все мы вышли из трудолюбивых семей, с раннего детства были приучены к сельской работе, почти все заботы по дому, хозяйству с дошкольного возраста исполнялись тоже нами, и никто не смел возразить, что не по силенкам пилка дров, уборка навоза, прополка огорода в двадцать соток, заготовка топки для дома и корма для скота. (Ю)Недавно моя ровесница с большой обидой высказалась о своей матери, мол, лишила нас с сестрой детства, заставляла работать до седьмого пота, а если не выполняли задание, то наказывала.
(11)А кого не наказывали за неисполнение, непослушание измотанные тяжкой работой наши матери, пропадавшие целыми днями в поле, на ферме, на сенокосе, в лесу на заготовке дров? (12)Мне до слез, до боли всегда было жалко нашу маму, за ее усталость, надорванность сил. (13)Но вместе с тем, как же мы гордились нашей мамочкой, когда ей на собрании вручали грамоту или скромный подарок за ударный труд. (14)Именно она научила нас ценить плоды труда своего, научила выполнять работу быстро и качественно, с легким и добрым настроением, всегда откликаться на просьбу одинокой соседки, родственников помочь в чем-то.
(15)В 50-60-е годы деревня умела работать коллективно, и не только на колхозных нивах, току, сенокосных угодьях, но и на своих огородах, делянках. (16)Болыпая и срочная работа объединяла всех — от старого до малого. (17)А какие помочи устраивали у нас, когда надо было поднять венцы нового дома, оштукатурить его, с любовью и желанием все стремились приблизить новоселье односельчанину.
(18)С грустной улыбкой вспоминаешь эти годы и, оглядываясь в день сегодняшний, с болью думаешь, как же много мы утратили, растеряли, уединившись по своим хаткам, квартиркам, углам, где порой и некому руку подать, и бескорыстную помощь предложить.
(А. Бердникова)