foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе

Готовые сочинения

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку

ТЕМА: Сочинение ЕГЭ. Проблема оценки хорошей речи

Сочинение ЕГЭ. Проблема оценки хорошей речи 7 года 5 мес. назад #5496

  • tamara
  • tamara аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 756
  • Репутация: 1
Сочинение

Ольга Борисовна Сиротинина, профессор, доктор филоло­гических наук, ищет ответ на проблемный вопрос: какую речь можно назвать хорошей? Ученый взял на себя ответст­венность за решение очень важной задачи — поиска крите­риев оценки устной речи. Дело в том, что люди по-разному оценивают речь. Для кого-то хорошо — это грубо и агрес­сивно, для кого-то — кратко и немногословно, для других — сдержанно, но выразительно. Поэтому разные люди и об­разцы для подражания выбирают неодинаковые. Так на ко­го же нам, молодым, равняться? Какими качествами долж­на обладать наша речь, чтобы она была хорошей? Особенно важно найти ответы на эти вопросы и понять, что же такое хорошая речь, тем из нас, чья будущая профессия будет связана с речевой деятельностью, ведь от ответа на постав­ленный автором вопрос зависит профессиональный успех многих. Поэтому текст О.Б. Сиротининой заставил меня серьезно задуматься.

Автор как будто спорит с незримым оппонентом, кото­рый считает, что хорошая речь отличается меткостью. Кро­ме того, на примере известной героини произведения И. Ильфа и Е. Петрова Эллочки-людоедки автор убедитель­но показывает, что для хорошей речи важен объем словаря говорящего. Но большого запаса слов не достаточно. По мне­нию профессора, хорошая речь характеризуется двумя важными качествами: она не стереотипна и понятна окру­жающим.

Я вполне согласен с мнением О.Б. Сиротининой. Непо­нятная речь проходит мимо адресата. Она лишь затуманива­ет сознание и вызывает раздражение слушателя. А речь, по­строенная по известным схемам, полная штампов, показывает, что человек не способен к самостоятельному мышлению.

Конечно, каждый, кто хочет преуспеть в жизни, кто от­носит себя к культурным людям, должен заботиться о речи. Эллочка-людоедка — комический персонаж. Она смешна не просто потому, что обходится тридцатью словами, а потому, что уверена в правильности своего поведения, ей кажется, что говорить одними междометиями — это очень модно. Она выглядит даже более нелепо, чем малообразованные герои рассказов В.М. Шукшина, которые делают ошибки, ковер­кают слова. Вспомним Чудика из одноименного рассказа. Он по наивности написал телеграмму, используя в ней рас­хожую фразу про ветку сирени. Читателю смешно, но все же Чудик, искренний, добрый, менее нелеп в своем невеже­стве, чем Эллочка.

Для меня образцом человека, обладающего хорошей ре­чью, является С.А. Есенин. Выходец из крестьянской семьи, он так мастерски владел словом, что речь его соответствова­ла в полной мере всем тем критериям, о которых пишет О.Б. Сиротинина. Изысканность фраз поэта, их новизна, иг­ра словами, необыкновенная выразительность и образность, понятность для всех, от мала до велика, искренность — вот что притягивает читателей к есенинской строке. Конечно, далеко не каждый может выражать свои мысли и чувства так, как это делал великий поэт, но мне радостно уже от то­го, что я могу читать его стихи и хоть немного учиться у мастера пользоваться нашим могучим и великим языком.

Текст

(1)Меткость разговорного слова не может служить обяза­тельным критерием оценки речи как хорошей, поскольку это характеризует не столько речь человека, сколько его психологические качества: способность к быстрой реакции (за словом в карман не полезет), наличие чувства юмора. (2)Без этих качеств человек самой высокой речевой культу­ры может затрудняться в выборе слова, вспоминать не самое меткое и удачное, обращаться за помощью к собеседнику, искать нужные пояснения и т.д. (З)Конечно, такая речь не вызовет восхищения, не будет блестящей, но именно в усло­виях спонтанного непринужденного общения останется тем не менее хорошей.

(4)...Хорошая речь — речь не стереотипная, повторяю­щая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, ... вызывающая адекватное понимание у адре­сата. (5)Именно адекватность понимания делает речь эффек­тивной и поэтому далеко не всякую несомненно творческую, оригинальную речь можно назвать хорошей ...

(б)Однако не может быть названа хорошей и речь Эллоч- ки-людоедки, не способной выразить ни сложные мысли, ни многие понятия. (7)Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства. (8)Только при этом не надо забывать, что наличие большого словарно­го запаса и даже умение свободно им пользоваться (что не всегда сопутствует пассивному лексикону), необходимое, но еще не достаточное условие хорошей речи: надо еще пом­нить о возможностях адресата понимать сказанное.

(О.Б. Сиротинина)
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.110 секунд

Copyright © 2024 Готовые сочинения Rights Reserved.