«Страна Муравия» как эпопея – произведение необычное, оригинальное. В самом деле: собственно эпический пласт сюжета – картины коллективизации, становления и укрепления колхозов и т. д. – в ней почти отсутствует. В то же время автор дает почувствовать самый дух наступления на старый уклад деревни, добиваясь этого через ряд крупномасштабных символических образов природы.
Шла весна в могучей силе,
По ночам крошила снег,
Разлились по всей России
Воды всех морей и рек.
Гипербола «по всей России воды всех морей и рек» примечательна не только потому, что говорит о жизнетворящей силе социальных и нравственных перемен в деревне, которые несет коллективизация. Такая символическая картина содержит и ощущение тревоги, намекает на неизбежные тяготы, которые выплеснут на берега жизни разлившиеся воды «всех морей и рек».
Не случаен комический контекст приведенной строфы и следующего за ней эпизода: паводок подхватил избушку двух упрямцев – деда и бабки, не желавших вступать в колхоз, – но по иронии судьбы прибил ее прямехонько к колхозной усадьбе.
Спали воды. Стало сухо.
Смотрит дед – на солнце дверь:
«Ну, тому бывать, старуха,
Жить нам заново теперь…»
Заметим, избушка причалила так, что ее дверь оказалась обращенной не к лесу, не к полю, а к солнцу.
Роль этого эпизода многообразна: он служит комической «перелицовкой» путешествия за счастьем главного героя и вписывается в картину жизни советского народа.
В «Муравии» то и дело возникают обобщенные суждения повествователя, как бы связывающие в единый узел происходящее.
Эпический пласт сюжета «Муравии» складывается и из многократно появляющегося образа «дали».
Не раз путешествие героя сопровождается словами:
Дорога тянется вдали,
И грусть теснит в груди:
Как много неба и земли
Осталось позади.
Отметим широкомасштабное и эмоционально насыщенное обобщение: позади остались не версты, не деревни, а небо и земля… Не только извлеченные из контекста и сгруппированные, эти строки демонстрируют смысловую и эмоциональную значимость образов «дали», они звучат на всем протяжении поэмы.
Характер эпического мышления Твардовского лишен иллюзий: поэт и не думает умалчивать о трудностях исторического дела. Он подчеркивает эти трудности, говорит о закономерности пестроты дорог в столь сложную пору.
Однако драматизм движения истории не исключает его светлой перспективы.
Многие образы далей связаны с совершенно конкретными, порой житейскими эпизодами.
Характерны сцены, совершенно обыденные, без всякой претензии на их обобщающий смысл, и тем не менее исполненные значительности.
Так конкретно-жанровые эпизоды нередко становятся и звеньями сюжета эпопеи; «прорастая» в эпический слой произведения, они выражают идею будущего, зарождающегося уже в сегодняшней борьбе и тревогах.
В рамки исторических событий, отраженных в «Муравии», входят и два ряда условных картин, которые можно назвать так: «торжество колхозного строя» и «гибель мира кулачества». Они, согласно фольклорному типу обобщения, окрашены в полярные по отношению друг к другу краски прекрасного и безобразного.
Образ героя – Никиты Моргунка – раскрывается в «Стране Муравии» как в своих коренных чертах, так и в движении, развитии. Сюжет путешествия в поисках «единоличного счастья» позволяет увидеть не только эволюцию героя, но и характер труженика, близкого к земле, природе, для которого работа – первейшее дело жизни. Даже в деталях проявляется «мастеровитость» Моргунка.
О том, что замысел «Страны Муравии» состоял в изображении путешествия героя в духе свойственной народным сказкам условности, пишет сам поэт: «<…> слово «Муравия», вообще говоря, не выдумано. Оно взято из крестьянской мифологии и означает, скорее всего, некую конкретизацию вековечной мужицкой мечты <…>»
Поэт воплотил этот замысел прозрачно-ясно: мы сразу понимаем, что Моргунок путешествует в поисках своего «счастья» не по каким-то определенным, имеющим название дорогам и краям. И хотя эта самая дорога и выщерблена, как дорога жизни героя, как путь его нравственных поисков, поразительная достоверность, умение Твардовского передать – зримо, ощутимо – самую картину, о которой он пишет, не противоречит ее внеиндивидуальной обобщенности, а только делает живой, ощутимой.
Постоянны в «Муравии» переклички между образом реального Никиты и обобщенной фигурой странника.
Никита Моргунок и Андрей Фролов крепчайше связаны со своей средой; поэт сохранил и выпукло очертил эту связь, избежав опасности сделать героев абстрактными носителями тех или иных черт. Избежал Твардовский и противоположной крайности – чрезмерного «заземления» характеров; тем самым он создал соответствующие эпосу характеры героев.
«Страна Муравия» стала классикой литературы не только в силу поэтического мастерства ее автора, она была и остается высоким примером художественной правды, глубоким размышлением о путях истории, народа, человека.
План произведения
1. Никита Моргунок уезжает из дома в поисках страны Муравии и попадает не то на свадьбу, не то на поминки.
2. Герой едет к свояку. Читатель узнает, что он решил покинуть семью, чтобы не вступать в колхоз.
3. Моргунок вспоминает слова деда о разных сроках человеческой жизни.
4. Встреча с попом.
5. Никита слышит сказку о старике и старухе, пострадавших от паводка, которая имеет иносказательный смысл.
6. Воображаемый разговор Моргунка со Сталиным.
7. Никита встречает своего соседа Илью Кузьмича, представшего в образе нищего. Сосед крадет его коня.
8. Моргунок сам везет телегу. Он узнает, что в этом краю только артели, т. е. колхозы.
9. Встреча с цыганами в поисках коня.
10. Никита видит скачущего на его коне попа. Он ищет коня на базаре.
11. Еще одна встреча с Ильей Кузьмичом. Бывший сосед убегает.
12. Телегу Моргунка берет на буксир тракторист.
13. Герой попадает в селенье Острова, состоящее из тех, кто не идет в колхозы.
14. Разговор с председателем колхоза и с ночным сторожем.
15. Свадьба в деревне. Моргунок находит коня.
16. Герой беседует со старцем, объясняющим, что никакой Муравии нет. Он решает вступить в колхоз.