Вы здесь: Home Готовые сочинения Краткое содержание произведений Василий Теркин. Твардовский Александр Трифонович
Добро пожаловать,
Гость
|
|
Поэма «Василий Теркин» по жанру – сплав эпоса и лирики, юмора и патетики, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией.
Главные герои: автор-рассказчик, Василий Теркин и др. Поэма Твардовского имеет свободный сюжет, позволяющий включать или выключать, а также переставлять главы без особого ущерба для смысла. Особенностью поэмы является то, что она включает 29 самостоятельных глав, связанных между собой образами автора-рассказчика и Василия Теркина. Автор, описывая войну, подчеркивает, что те, кто отправился на подвиг, – не герои от рождения, это обычные молодые ребята: Поглядеть – и впрямь – ребята! Как по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ. Некоторые впервые участвуют в военных событиях: «Желторот этот стриженый народ». Но отсвет героизма лежит на их лицах. И речь поэта поднимается до лирического пафоса. Он подчеркивает, что подвиг современников является продолжением славных традиций русских воинов прошедших столетий: Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи – отцы. Что путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат. Автор-рассказчик в полушутливой форме говорит об участии Теркина в войне. Кульминацией, мажорной нотой главы являются слова: Нынче мы в ответе За Россию, за народ… От Ивана до Фомы, Мертвые ль, живые, Все мы вместе – это мы, Твой народ, Россия. Теркин полушутя полусерьезно мечтает о том, как после победы вернется в родные места. И как бравый солдат, он считает, что его заслуги достойны награды. Но, проявляя скромность, он не просит орден, а «согласен на медаль». Эта медаль нужна бравому воину, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение, как он героем будет держаться с односельчанами, рассказывая о войне, о своих подвигах. И никто бы не осудил героя за хвастовство: И явившись на вечерку, Хоть не гордый человек, Я б не стал курить махорку, А достал бы я «Казбек»… …И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только б слушали девчонки, Как ремни на мне скрипят. Беспечным, лукавым весельчаком выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурящих фронтовых друзей. Атмосфера молодого веселья сменяется возвращением к суровой реальности: Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы — Ради жизни на земле. Автор показывает, что путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу, а судьба каждого человека слита с судьбой его страны, и счастье каждого невозможно без счастья народа. Вот та глубокая мысль, которая лежит в основе этой веселой сценки. Теркин понимает, как важно на войне оставаться человеком, а не просто воином. Он умеет поднять настроение товарищей, добивается, чтобы они взглянули на мир иными глазами. Звуки музыки внезапно разбудили воспоминания бойцов о доме, о праздниках. Сменилась мелодия и начинается лихая солдатская пляска. Автор очень выразительно дает понять, что никакие испытания войны, ни кровь, ни смерть не могут заглушить силу жизни, бодрость духа солдат. Хоть бы что ребятам этим, С места – в воду и в огонь. Музыка и пляски развеяли угрюмость и суровость двух танкистов, которые потеряли в бою своего командира. Они дарят Теркину гармонь: – Забирай, играй в охоту, В этом деле ты мастак, Весели свою пехоту… — – Что вы, хлопцы, как же так?.. – Ничего, – сказал водитель, — Так и будет. Ничего. Командир наш был любитель, Это – память про него. Этими словами автор подчеркивает, что память о мертвых не нуждается в застывших памятниках, она – в делах и борьбе живых. Так в главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность высокого подвига «ради жизни на Земле». Автор говорит о важных понятиях, используя бытовые примеры: Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить — Я не спорю – тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак. Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак. В тоне высокой патетики заканчивает автор главу «Поединок»: Фронт налево, фронт направо, И в февральской вьюжной мгле Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы — Ради жизни на земле. На войне не всегда должна соблюдаться субординация. Теплые человеческие отношения характеризуют строки: На прощанье Обнялись они, мужчины: Генерал-майор с бойцом, — Генерал – с любимым сыном, А боец – с родным отцом. Твардовский поет, может быть, с грустью, гимн любви: материнской, девичьей, женской… И чем труднее в бою ребятам, тем нежнее они вспоминают о своих матерях, женах, девушках. Пишет автор и о женщинах, оставленных дома. Он рассказывает об их нелегком труде дома, в семье, на работе: Жены думают, любя, Что иное слово Все ж скорей найдет тебя На войне живого. Описывая женские судьбы, взаимоотношения между мужьями и женами в довоенное время, автор не забывает о Теркине. Он сетует, что Василия никто в дорогу не провожал, но верит, что какая-то девушка еще полюбит его. И просит автор за своего героя: Полюбите молодца, Сердце подарите, До победного конца Верно полюбите! Твардовский хотел еще раз подчеркнуть обобщающий образ Теркина – веселого, удалого бойца. В главе каждый из двух встретившихся Теркиных хочет доказать, что именно он тот самый Теркин. Начинается спор-соревнование: Чуть обидно, да приятно, Что такой же рядом с ним. Непонятно, да занятно Всем ребятам остальным. Этот спор разрешает мудрый старшина: Что вы тут не разберете? Не поймете меж, собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой. Твардовский описывает, как в первые годы войны о Теркине еще не все знали. Но популярность этого бойца стала расти. Теперь каждый знал о Теркине. Обобщая образ бойца, автор говорит: Все худое он изведал, Он терял родимый край И одну политбеседу Повторял: – Не унывай! С первых дней годины горькой Мир слыхал, сквозь грозный гром Повторял Василий Теркин: Перетерпим. Перетрем… Автор с большой любовью относится к своему герою. Он верит и выражает уверенность в том, что благодаря мужеству, находчивости, отваге таких русских солдат, как Теркин, война будет выиграна: Праздник близок, мать-Россия, Оберни на запад взгляд: Далеко ушел Василий, Вася Теркин, твой солдат. …Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек. Обобщая образ героя и автора, Твардовский говорит об их дружбе (героя и автора): С первых дней годины горькой, В тяжкий час земли родной, Не шутя, Василий Теркин, Подружились мы с тобой. Подводя итог всей книге, Твардовский правдиво и откровенно говорит о своей цели: Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей. И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX в. План произведения 1. Герой поэмы произносит монолог, где раскрывает свой характер. 2. Трудность переправы под вражеским огнем. Среди достигших противоположного берега и Василий Теркин. 3. Бойцы останавливаются переночевать в деревне, находящейся в тылу врага. 4. Теркин ранен. Он попадает в медсанбат. 5. Герой рассуждает о том, как приятно вернуться домой с наградами. 6. Теркин играет на гармони. Музыка согревает души бойцов. 7. Герой поэмы предстает перед читателем в сравнении со стариком, ветераном прошлой войны. 8. Мысли героя поэмы о незначительных потерях на войне (кисет, шапка) и о главной потере, которую нельзя допустить (речь идет о потере Родины). 9. Теркин бьется с немцем один на один. 10. Он из винтовки сбивает самолет. 11. Генерал вызывает бойца к себе и вручает за этот подвиг орден. 12. Теркин среди других солдат ведет бой в болотной местности. 13. Автор описывает мечты героя об отдыхе. 14. Взвод, где служит Теркин, переходит в наступление. 15. Раненый Василий на поле боя разговаривает со смертью. 16. Встреча Теркина со стариком и старухой. 17 Дорога на Берлин, которой идут русские солдаты. 18. Солдаты моются в бане. Их тела украшают шрамы, а гимнастерки – ордена. 19. Автор прощается со своим героем. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|