Особенности сюжета: повествование ведется от первого лица, герой-повествователь выражает свое отношение к людям, их поведению и поступкам. В рассказе описание природы передает настроение героя. В произведении автор умело использует прием портретной характеристики героев, метод сравнения. Из рассказа мы узнаем о трудном детстве героя, его упорном и настойчивом характере. В образе учительницы Распутин показал человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро.
Главные герои: автор-повествователь, Лидия Михайловна, дядя Ваня.
Завязка: мальчик приезжает из деревни в райцентр продолжать учиться. Он поступает в пятый класс, живет у знакомых матери.
Кульминация: мальчик играет в «замеряшки» со своей учительницей Лидией Михайловной, выигрывает у нее денежки, покупает на них молоко. Получает он однажды посылку с макаронами, узнает, что эту посылку придумала учительница.
Развязка: за игрой в «замеряшки» учительницу с мальчиком застал директор школы.
«Уроки французского» – это не только уроки знания языка, но и жизненные уроки человечности, добра и бескорыстия.
План произведения
1. Мальчик уезжает из родной деревни в райцентр продолжать свое образование.
2. Трудная жизнь героя рассказа в городе.
3. Федька, сын хозяйки, знакомит его с ребятами, которые играют на деньги.
4. Мальчик учится играть в «чику», начинает выигрывать и покупает на выигранные деньги молоко.
5. Героя рассказа бьют нечестно играющие ребята.
6. Тишкин рассказывает учительнице о том, что мальчик играет на деньги.
7. Лидия Михайловна начинает заниматься с ним французским языком индивидуально.
8. Мальчик получает посылку с макаронами.
9. Герой рассказа, продолжая заниматься французским, делает успехи.
10. Лидия Михайловна учит его играть в «замеряшки».
11. Мальчик снова выигрывает деньги, на которые покупает молоко для поддержания здоровья.
12. Директор школы Василий Андреевич узнает об игре.
13. Лидия Михайловна уезжает. Посылка с макаронами и яблоками.