Воззрение на внутренний мир у каждого из нас ассоциируется с понятием «душа». Духовное начало в буквальном смысле означает то, чем «дышит» человек, чем занято его сознание, проявление которого осуществляется в поступках и деяниях.
Проблема изображения внутреннего мира человека в русской литературе является одной из главных. Кажется, что замечательные слова Ф. И. Тютчева отражают состояние души самой пленительной героини в отечественной литературе — Наташи Ростовой, внутренний мир которой понятен и близок каждому из нас:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? —
Порой мне кажется, Что мир души
Превыше нашей Окружающей среды...
В широкой картине общественной жизни, воссозданной в «Войне и мире», Л. Н. Толстой, наряду со сложными социально-историческими, философскими проблемами, ставил и этические вопросы. «Кто больше человек?» — вот критерий оценки писателя, который в равной степени относится и к историческим, и к вымышленным героям романа. В каждом отдельном случае автор задаёт вопрос: какова сущность человека, что он несёт людям, есть ли в нём начало гармонии, созвучие, единодушие с окружающими? И ненавязчиво сам на него отвечает. Эти свойства души, эта человечность присущи в высшей степени Наташе Ростовой, поэтому образ её приобретает в романе особое эстетическое значение: в нём в наибольшей степени выражена писателем вера в человека, в возможность утверждения подлинно гуманных отношений на земле.
Л. Н. Толстой показал все этапы духовного развития Наташи: от полудетского возраста до полной зрелости, замужества и материнства. В отличие от других героев (Пьера, Андрея) путь развития младшей Ростовой проходит в сфере чувств, в непосредственном восприятии мира и отношении к нему. В её становлении нет той сложной духовной жизни, свойственной Пьеру и Андрею, которая характеризуется философскими рассуждениями, поисками смысла жизни. Более того, она даже не удостаивает себя быть умной. Её нравственная сила заключается в природных свойствах характера, в её даре любви к людям, к жизни, к природе, в интуитивном чувстве правды, в отзывчивости, в чуткости. Это натура богатая и щедрая, покоряющая своим внутренним обаянием не только тех людей, которые были ей близки и любили её, но и нас, сегодняшних читателей.
Характер Наташи — это художественное открытие писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке душевное богатство, подлинную человечность, умение дарить тепло — всё то, что необходимо для достижения гармонии.
Вначале Наташа — живая, радостная, смеющаяся, приковывающая внимание своей непосредственностью, смелостью, эмоциональностью тринадцатилетняя девочка. Она привлекает экспрессивностью, силой реакции на окружающее, чуткостью, отзывчивостью. Позже мы встречаемся с Наташей-девушкой, сохранившей все черты своего открытого мировосприятия, полноту жизни и чувств. В её духовной жизни большое место занимает безошибочное чутьё в отношении к людям. Несмотря на свою юность, Наташа судит об окружающем её обществе с большой проницательностью. Она чуть не поссорилась с братом из-за До- лохова, который понравился всем в доме, а героиня Толстого посчитала его злым. Чуть не единственная, она понимает, что Николай не женится на Соне. В преуспевающем Борисе она разглядит мелкого и тщеславного карьериста. Толстой объяснит читателю, что это идёт от чувства, а не от рассуждения.
В Наташе нет особой склонности к самопожертвованию, потому что она в полной мере живёт для себя и своей жизнью. Когда Николай Ростов приходит домой, проиграв большую сумму денег, сестра видит его тяжёлое состояние, но она занята только собой. «Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить своё веселье сочувствием к чужому горю», — думает она. Однако в эту жизнь органически входит её отзывчивость, чуткость, внимательность к людям, стремление быть счастливой не только самой, но и видеть счастливыми всех вокруг себя. Как ни была счастлива Наташа на новогоднем балу, как ни была переполнена радостью, как ни казалось ей, что нет в мире зла, несчастий и горя, она всё же разглядела угрюмость Пьера. «Ей хотелось ему помочь, передать ему излишек своего счастья».
Эта способность — проникнуться чувством к другому человеку, понять его, откликнуться на него всем своим существом — приносит людям успокоение и обогащает внутренний мир самой Наташи, расширяет сферу её эмоциональной жизни, поднимает её до подлинного гуманизма.
Внутренний мир героини сформировался под воздействием семьи, где царили свобода, простодушие и доброта. Кроме того, весь быт семьи Ростовых был тесно связан с русской природой, русскими обычаями, традициями и нравами народной жизни. Это более всего проявляется в гостях у дядюшки, где пляшет молодая Ростова.
Толстой не ограничивается показом природных свойств характера своей героини. Он раскрывает её внутренний мир в борьбе с жизненными испытаниями. Таков смысл эпизода увлечения Наташи Анатолем. Сталкивая Ростову с новыми, неизвестными ей ранее сторонами жизни, он рисует незащищенность Наташи, отсутствие стойкости и выдержки в её характере.
Болезнь и пережитые страдания делают героиню другой, она тяготится жизнью без жизни, стараясь никого не обременять. Но её сердце не ожесточилось, оно также открыто для окружающих, для добра, для любви. Во время войны 1812 года героиню охватывает глубокое и сильное чувство тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом. Прилив душевных сил, патриотическое начало наполняют её жизнь новым содержанием. Её порыв имеет стихийный характер, но именно в этой стихийности её внутренняя сила и красота, в восторг от которой приходят окружающие: «...доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым».
В конце романа Наташа — жена Пьера, мать четверых детей. Быть женой и матерью — это потребность её души. И в этом высокое предназначение, по мысли Л. Н. Толстого, любой женщины. Пьер гордится её умом и красотой, сознает «своё ничтожество перед нею в мире духовном» и радуется тому, «что она со своей душой не только при^ надлежала ему, но и составляла часть его самого».
Внутренний мир Наташи — это этическая сторона её взаимоотношений с действительностью, выраженной в форме понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и ответственности. Главное свойство её души — человечность.
Именно эта черта придаёт героине особое эстетическое обрамление. Её внутренний мир — это больше, чем вся окружающая среда.