Каждый из живущих на земле рано или поздно, часто или крайне редко вступает в конфликт с окружающим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный компромисс, на душевную теплоту и возможность прощения. Таких людей немного. Но еще меньше тех, кто выходит победителем из сложнейших внутренних конфликтов личности. В основе серьезных внутренних противоречий, как правило, разобщенность разума как способности человека здраво оценивать жизненные ситуации и чувства как эмоционального порыва и полета души. Возможен ли выход из подобного конфликта? Далеко не всегда. Если человек не способен по тем или иным причинам установить в своей душе гармоничное единство интеллекта и эмоций, трагедия неизбежна.
Ярким примером подобной дисгармонии личности является Григорий Александрович Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нет никаких сомнений в том, что он чрезвычайно умен. Но в силу общественно-исторической обстановки и особенностей воспитания он не в состоянии найти достойное применение своему разуму. Чувства Печорина находятся в столь же печальном состоянии: пресытившись в юности забавами и развлечениями высшего общества, испытав одиночество и разочарование в любви, герой пришел к тяжелейшему скептицизму, к абсолютному неверию в дружбу и любовь. Вероятно, какое-то время он жил, не мучимый терзаниями: презрительно смотрел на людей, их пороки и недостатки. Привык к одиночеству. Но, оказывается, без светлых чувств и положительно направленного разума не может человек жить на свете. Вот и герой М.Ю. Лермонтова, внешне оставаясь полным скептиком, тянется все же к новым эмоциям, впечатлениям; его острый ум жаждет деятельности. Вероятно, поэтому он и отправляется на Кавказ, туда, где идет война и все чувства и поступки людей обострены чрезвычайно. Печорин жадно ищет новых ярких и опасных впечатлений, вторгается в чужие жизни, разрушает их в надежде найти внутреннее единство разума и чувств. Но увы! Человек, находящийся в сложнейшем внутреннем конфликте, не может долго питаться чужими радостями и горестями. Нужно совершать серьезную внутреннюю работу души и ума. Но для этого Печорин слишком эгоистичен и самовлюблен.
Вероятно, он так и не смог найти единства разума и чувств. Поэтому мы, читатели, так и не знаем, чем завершился его нравственный конфликт личности. А была ли у него хотя бы малейшая возможность его разрешить? Думается, что была: он искренне любит Веру, в «Фаталисте» его воля и решимость помогли спасти людей. Но не зря В.Г. Белинский называет Печорина «страдающим эгоистом»: живя только для себя, одновременно причиняя боль другим и страдая от этого, невозможно достичь гармонии личности.
Таким образом, можно сделать вывод: в основе многих внутренних нравственных конфликтов личности лежит противоречие между разумом и чувством. Единства этих составляющих гармонии человека достичь можно только серьезной внутренней работой над собой, на которую способны только сильные люди.