М.В. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
В этом произведении поэт говорит о значении науки в человеческой жизни, о том, насколько целительно влияние ее для любого возраста, для жизненных невзгод: «Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...».
Д. И. Фонвизин — комедия «Недоросль».
Важнейшей для просветительства проблеме воспитания и образования посвящена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Главным героем ее является Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он. Тем не менее, к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутей- кин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин — математике, немец Вральман — «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прила- гательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же «успешен» Митрофан и в изучении математики — Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль... трех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями — вместо того чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее. Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен (мы видим это в сцене экзамена), но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растерянна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». Авторская позиция в этой пьесе вполне определенна: достойное воспитание и образование являются залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих — «благонравие», «просвещение возвышает однудобродетельную душу».
В. Дудинцев — роман «Белые одежды».
В основе сюжета лежит реальная история преследования ученых-биологов советскими властями, конфликт их с академиком Лысенко, который осуществил разгром советской генетики, объявив ее «лженаукой». В результате деятельности Лысенко были ликвидированы все исследования по перспективным направлениям биологии, уничтожена научная база сельского хозяйства, была полностью дискредитирована советская наука за
рубежом. Все это, безусловно, тормозило развитие науки, общественного прогресса, страны. Эпиграфом к роману автор взял слова из Откровения Иоанна Богослова: «Сии, облеченные в белые одежды, — кто они и откуда пришли?». Кого же здесь имеет в виду автор? Вероятно, людей, не предавших своих убеждений, тех, кто служил вечной истине, правде, науке. Такими героями у Дудинцева являются Федор Иванович Дежкин, Стригалев, полковник Свешников. Им в романе противопоставлены персонажи, выбравшие путь лжи, корысти, материального благополучия, — Краснов, академик Рядно. Таким образом, роман Дудинцева поднимает важнейшие жизненные вопросы — поиска истины, нравственного выбора ученого, значения науки в жизни человека и общества в целом.
Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном».
В своей книге Д.С. Лихачев говорит об особенностях нашего времени — века машин, компьютеров, сложной техники. Все это требует от человека больших знаний, умений, практических навыков. Поэтому так важна для молодых людей учеба, получение хорошего образования. По мысли ученого, «общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового». Процесс обучения — это целое искусство, его можно сделать творческим и увлекательным.
С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться? ».
В этой книге автор размышляет о том, для чего человек учится. Ради получения диплома, ученых степеней, званий или же ради получения реальных знаний? Автор приходит к выводу, что учится человек для живого дела, для того, чтобы «строить, просвещать, лечить, создавать», быть полезным людям.