М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный...»),
В этом произведении М.Ю.Лермонтов исследует природу вдохновения. Лирический герой этого стихотворения, поэт, сравнивается с Рафаэлем, который, согласно легенде, смог написать свою Мадонну в состоянии религиозного экстаза. Однако, когда «порыв чудесный» в душе художника ослабевает, — он становится «немым» и «утомленным». «Огонь небесный» уходит прочь из его сердца. Таков же и поэт:
...чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет, и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,
Вас, вас!души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Всё тише, и призрак бежит!
Но долго, долго ум хранит
Первоначальны впечатленья.
А.А. Ахматова — стихотворение «Творчество».
В этом стихотворении поэт пытается понять природу творческого процесса, вдохновения. Рождение стиха — это величайшее открытие, тайна. «Это умение среди неумолчного шума, в глухой, не высказавшей себя жизни услышать звук, который заставляет утихнуть все другие, стирает помехи, ведет к открытию сокровенного: "Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо..."»[1] . Этот звук подчиняет себе все остальное: раскаты грома и звон часов, неузнанные «жалобы» и «стоны». И вот наконец этот звук становится полностью доминирующим, он словно материализуется, обретает форму и плоть:
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,
— Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
И стих начинает течь легко и свободно, словно помимо воли автора.
А.А. Ахматова — стихотворение «Мне ни к чему одические рати...».
В этом стихотворении А. Ахматова пишет о природе творческого процесса. И поэт здесь словно смотрит на все со стороны, искренне удивляясь, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но, вместе с тем, процесс этот так же естествен, как и все, происходящее в природе и в жизни: «желтый одуванчик у забора», «сердитый окрик», «дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене». И все это соцветье впечатлений рождает в душе поэта ответные эмоции:
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.