Н. Полевой — повесть «Живописец».
В своем произведении Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции придерживается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу творчества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обществе. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.
Н.В. Гоголь — поэма «Мертвые души».
В 7-й главе поэмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, представляя читателям писателя-романтика, развлекающего публику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реали- ста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его — признание, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит самому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо характеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это требует от художника душевной стойкости, мужества, терпения.
М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита».
Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного творчества. Автор представляет нам два типа художников. Первый — литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собственной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — трусости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за грехи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противопоставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценностей—любви, свободы, творчества, поиска истины.