А.С. Пушкин—стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны».
Это стихотворение является поэтическим переложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод.
М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».
Пейзаж в этом стихотворении — несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Лирический герой наблюдает, «как волнуется желтеющая нива», свежий лес задумчиво шумит, «студеный ключ играет по оврагу». И эта красота и гармония окружающего мира усмиряют волненье лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все его мысли и чувства. Душа его устремляется к Богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»! (Висковатов)
М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Молитва».
В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той минуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта — «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения — остается лишь мир, покой, надежда.
Ф.М. Достоевский — роман «Преступление и наказание».
Очень важной является тема веры в романе Ф.М. Достоевского. Раскольников своим преступлением хотел разрешить себе «кровь по совести». Однако затем стал мучаться содеянным, почувствовал отчуждение от окружающих. И только вера, искреннее покаяние, любовь, к чему его исподволь подводит Соня, могут спасти его заблудшую душу.
Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики).
В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий человек не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для страны и народа.