Н.В. Гоголь—комедия «Ревизор».
В этой комедии Н. В. Гоголь представляет нам мир городских чиновников. Писатель разоблачает взяточничество, казнокрадство, подхалимство, неукоснительное соблюдение чиновной субординации. Все чиновники разговаривают с Хлестаковым подобострастно, с трепетом. Они знают, что все берут взятки, поэтому сразу же начинают думать, как дать взятку ревизору. Характерно, что и купцы, находящиеся в пьесе под чиновным миром, являются к Хлестакову с «кузовом вина и сахарными головами». Чиновничество изображается в пьесе гротескно. Так, самодурство Городничего безгранично. Он присваивает деньги, ассигнованные на строительство церкви, подвергает розгам унтер- офицершу. Попечитель богоугодных заведений считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полагающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бумагах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда», превращает судебное учреждение в собственную вотчину. Доктор Гибнер не в состоянии общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка. Финал этого беспорядка, по мысли писателя, закономерен — мнимый ревизор уезжает, но приезжает ревизор настоящий, который сумеет наказать виновных.
М.Е. Салтыков-Щедрин — «История одного города».
Это произведение — смелая и злая сатира на царивший в России административный произвол. Писатель создает гротескные образы градоначальников, сменяющих друг друга в городе Глупове. Каждый из них имеет свою характерную особенность, чем-то отличается от остальных. Так, Перехват-Залихватский въехал в город на белом коне, «сжег гимназии и упразднил науки». Другой градоначальник, Брудастый, вместо головы имел сосуд с органчиком, выдающим всего две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». У майора Прыща была фаршированная голова. Таким образом, город Глупов у Щедрина — это гротескное изображение всей России.
А.П. Чехов — рассказ «Толстый и тонкий».
В этом рассказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются запросто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знакомый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей субординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой сохраняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь против рабской психологии человека, приводящей к чинопочитанию, лести и подобострастию.
В.В. Маяковский — стихотворение «Прозаседавшиеся».
В этом стихотворении поэт поднимает проблему бюрократизма. Мы видим являющихся на службу в учреждения служащих и кипу бумаг, из которых выбирают «с полсотни» для очередного заседания. Причем эти заседания следуют одно за другим, тематика их нелепа: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого заседания — решение вопроса о «покупке склянки чернил Губко- оперативом». Лирический герой, тщетно добивающийся аудиенции чиновников, искренне возмущен. Он врывается на одно из заседаний и видит «людей половины». У героя от этой страшной картины «свихнулся разум». Секретарь же спокойно объясняет, что чиновники «на двух заседаниях сразу». Так в сюжете стихотворения Маяковского развертывается фразеологизм: «не разорваться же мне надвое». Реалистическая, жизненная ситуация сливается у Маяковского с гиперболой, фантастикой, гротеском.