Судьба А.С. Пушкина, его дуэль с Дантесом, защита чести, доброго имени своей семьи.
А.С. Пушкин — повесть «Капитанская дочка». Одна из проблем пушкинской повести — проблема чести и долга. Основное значение понятия «чести и долга» в «Капитанской дочке» — воинская честь, верность присяге, долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его. Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице. Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.
М.Ю. Лермонтов — «Песня про купца Калашникова».
В этом произведении М.Ю. Лермонтова остро звучит проблема защиты чести и достоинства. Эта проблема связана с образом главного героя. В образе купца Калашникова обрисован русский героический характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собственного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он искренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи. Преследование Алены Дмитриевны царским опричником на глазах у всех соседей — позор, бесчестье для Калашникова. Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву. Таким образом, главное, по мысли автора, — это сохранение чести и достоинства в любой жизненной ситуации. Кирибеевич в глазах купца — «бусурман», посягнувший на самое святое — незыблемость семейных уз. Опричника не останавливает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевенчана... По закону нашему христианскому». Решаясь на честный кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость христианских понятий о семье и браке. И он убивает в кулачном бою Кирибеевича. Судьей в этом бою выступает сам государь, который затем требует от Калашникова ответа, обнародования причины поединка. На что купец отвечает: «Я убил его вольной волею, А за что про что — не скажу тебе. Скажу только богу единому». Восхищавшийся этой сценой Белинский писал, что «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной — и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, — для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран... Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых — все или ничего... такова была и душа... Степана Парамоновича Калашникова». Таким образом, по мысли автора, смерть лучше позора и бесчестья.