Л.Н. Толстой — повесть «Детство». В этом произведении писатель исследует процесс становления характера. В сознании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатейший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, сословных. Постепенно герой начинает открывать для себя окружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается трагедия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Са- вишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... — по- мыкание Иленькой Грапом. Главный итог детства — все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире».
И.А. Гончаров — роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерусская природа с неторопливым течением рек, безмятежным духом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в памяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудесной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красавицы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера — поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.
Другая определяющая черта характера Обломова — независимость от мира внешней жизни, чувство внутренней свободы. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чиста и ясна как стекло».
Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отрицательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и нянек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опровергались доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развивалась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.
Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испытать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом несколько приближается к тому женскому типу, который существовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким образом, детские годы, по мысли писателя, полностью определяют наш характер и жизненный сценарий.
Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе — «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» — Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» — Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лермонтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко- го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».