С. Есенин — стихотворение «Письмо матери». Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он — хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов — возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему. В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски, неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни. Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь — образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».
А.А. Ахматова — поэма «Реквием». В 1935 году был арестован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре освобожденный, он еще дважды подвергался арестам, тюремному заключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда ее спросили, сможет ли она все это описать, она ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием», — поэму обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Поэма раскрывает трагедию матери, потерявшей сына. Причем Ахматова рассматривает этот сюжет сквозь призму мифологии, истории. Страдания всех матерей в поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча переносящей свое горе. Мотив материнской любви, поднятой до общечеловеческого звучания, становится в произведении определяющим: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, Атуда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». Материнское горе становится у Ахматовой символом горя общенародного и общечеловеческого.
В.А. Сухомлинский — статья «Рождение добра». В этой статье В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын, подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у нее сердце. Сердце же ее продолжает беспокоиться о сыне. И тогда он горько раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В этой легенде автор говорито силе материнской любви, о всепрощающем сердце матери.