foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе

Готовые сочинения

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Школьные сочинения по русской литературе

ТЕМА: Анализ романа Мастер и Маргарита

Анализ романа Мастер и Маргарита 4 мес. 4 нед. назад #7128

  • galina
  • galina аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1187
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 0
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» несет глубокий философский смысл. Посвящен он многим «вечным вопросам», которыми люди задаются испокон веков. Однозначных ответов на эти вопросы нет. Существуют лишь неприкословные истины.

Интересна постановка романа. Действие разворачивается в двух временных линиях – далеком прошлом и советском времени. Читатель читает сразу два произведения – роман Булгакова и роман Мастера, который сам является литературным героем.

С самого начала ставится вопрос о том, кто управляет человеческой судьбой. Люди того времени, в большинстве своем, не верили в управление свыше. И только были произнесены слова Берлиоза о том, что сам человек и управляет, как доказательство людского заблуждения не заставляет себя долго ждать. Берлиоз погибает. А ведь у него были совершенно другие планы на этот день. И вопрос находит свой ответ: человек не имеет полноценного права на управление своей судьбой.

Перед читателем раскрывается и еще один из вечных вопросов: зачем существует зло? И дается ответ. Представляется он в беседе Волонда и Иешуа. Он звучит убеждающе, предотвращающе всяческие возражения по этому поводу: что бы делало добро, если бы не существовало зла? И действительно, эти две противоположности дополняют друг друга и уравновешивают. Если бы не существовало зла, то никто не ценил бы добра. Это невозможно представить, как если бы был вечный день, или же вечная ночь. Добро и зло тесно идут рядом друг с другом.

Появление Воланда в городе несет особый смысл в произведении. Дьявол появился здесь в роли справедливого судьи, который видит, что род людской не меняется. В ходе романа Волондом и его свитой высмеиваются все человеческие слабости и недостатки. Да, грубо и страшно. Но – справедливо. Открывается вся, так тщательно скрываемая, обратная Естественно, народ встревожен. Проделки дьявольской свиты и смешны, и справедливы.

ОблакаГерои, заслужившие благосклонности - Мастер своей возлюбленной Маргаритой, действительно отличались от всего того общества, в котором им приходилось жить. В романе « лишние» люди были отделены от всех . Нахождение в психиатрической больнице и Мастера и Ивана, не случайно. Они понимали намного больше других и не должны были мешать происходящему. Благодаря Маргарите, выбранной королевой на дьявольский бал, он покидает давящие на него стены.

В конце романа, каждый получает то, что заслужил. Начинается расстановка акцентов еще с бала. Суд вершит Маргарита, испытывающая сочувствие к грешникам, которые, по ее мнению, уже искупили свои грехи. Чувство жалости в ней настолько сильно, что она не просит ничего для себя. За что и получает награду.

Так, автор ставит в романе перед читателем вопросы, ответы на которые, по сути, очевидны. Просто люди не хотят принимать истины. Раскрываются и мы любви и сострадания. Показываются довольно негативные стороны большинства людей. Но эти качества присущи почти всему обществу в целом. Вершится суд над людскими пороками.

И присутствие в романе библейского сюжета, так же, не случайно. С одной стороны – это подчеркивает философскую направленность произведения. А с другой – показывается еще один суд. Только этот суд вершат люди над бродячим философом, который не сделал никому зла. Но все же общество обрекает его на смерть. Получается, что люди даже не могут вершить справедливого суда. Так как же им можно тогда доверить управлять своими судьбами?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Анализ романа Мастер и Маргарита 4 мес. 4 нед. назад #7129

  • andrei
  • andrei аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1049
  • Репутация: 1
История создания

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был написан в 1928-1940 гг. и опубликован с цензурными купюрами в журнале Москва №11 за 1966 г. и № 1 за 1967 г. Книга без купюр была издана в Париже в 1967 г. и в 1973 г. в СССР.

Замысел романа возник в середине 20-х гг., в 1929 г. роман был закончен, а в 1930 г. сожжён Булгаковым в печке. Этот вариант романа восстановлен и опубликован через 60 лет под названием «Великий канцлер». В романе не было ни Мастера, ни Маргариты, евангельские главы сводились к одной – «Евангелие от дьявола» (в другом варианте – «Евангелие от Иуды»).

Первая полная редакция романа создавалась с 1930 по 1934 гг. Булгаков мучительно думает над заголовком: «Копыто инженера», «Чёрный маг», «Гастроль Воланда», «Консультант с копытом». Маргарита и её спутник появляются в 1931 г., и только в 1934 возникает слово «мастер».

С 1937 г. и до самой смерти в 1940 г. Булгаков правил текст романа, который он считал главным произведением своей жизни. Последние его слова о романе – дважды повторённое «чтобы знали».

Литературное направление и жанр

Роман «Мастер и Маргарита» модернистский, хотя роман Мастера об Иешуа реалистический исторический, в нём нет ничего фантастического: ни чудес, ни воскрешения.

Композиционно «Мастер и Маргарита» - роман в романе. Евангельские (ершалаимские) главы – это плод воображения Мастера. Роман Булгакова называют философским, мистическим, сатирическим и даже лирической исповедью. Сам Булгаков иронически называл себя мистическим писателем.

Роман Мастера о Понтии Пилате близок по жанру к притче.


Проблематика

Важнейшая проблема романа – проблема истины. Герои теряют направление (Бездомный), голову (Жорж Бенгальский), саму личность (Мастер). Они оказываются в невозможных местах (Лиходеев), превращаются в ведьм, вампиров и боровов. Какой их этих миров и обликов истинный для каждого? Или истин множество? Так московские главы перекликаются с Пилатовым «что есть истина».

Истиной в романе представлен роман Мастера. Угадавший истину становится (или остаётся) душевнобольным. Параллельно роману Мастера о Понтии Пилате существуют ложные тексты: поэма Ивана Бездомного и записи Левия Матвея, который якобы пишет то, чего не было и что впоследствии станет историческим Евангелием. Возможно, Булгаков подвергает сомнению евангельские истины.

Другая важнейшая проблема вечного жизненного поиска. Она воплощена в мотиве дороги в финальных сценах. Отказавшись от поиска, Мастер не может претендовать на высшую награду (свет). Лунный свет в повести – отражённый свет вечного движения к истине, которую нельзя постичь в историческом времени, а только в вечности. Эта идея воплощена в образе Пилата, идущего с оказавшимся живым Иешуа по лунной дорожке.

С Пилатом связана в романе ещё одна проблема – человеческих пороков. Главным пороком Булгаков считает трусость. Это в некотором роде оправдание собственных компромиссов, сделок с совестью, на которые вынужден идти человек при любом режиме, особенно при новом советском. Недаром разговор Пилата с Марком Крысобоем, который должен убить Иуду, напоминает разговор агентов тайной службы ГПУ, которые ни о чём не говорят прямо, понимают не слова, а мысли.

Социальные проблемы связаны с сатирическими московскими главами. Поднимается проблема человеческой истории. Что она такое: игра дьявола, вмешательство потусторонних добрых сил? Насколько ход истории зависит от человека?

Ещё одна проблема – поведение человеческой личности в конкретный исторический период. Можно ли в вихре исторических событий остаться человеком, сохранить здравый рассудок, личность и не идти на компромисс с совестью? Москвичи обычные люди, но квартирный вопрос их испортил. Может ли трудный исторический период служить оправданием их поведения?

Некоторые проблемы, как считается, зашифрованы в тексте. Гоняющийся за свитой Воланда Бездомный посещает именно те места в Москве, где были разрушены церкви. Таким образом, поднимается проблема безбожия нового мира, в котором появилось место дьяволу и его свите, и проблема перерождения неприкаянного (бездомного) человека в нём. Новый Иван рождается, приняв крещение в Москве-реке. Так Булгаков связывает проблему морального падения человека, позволившую появиться на улицах Москвы сатане, с разрушением христианских святынь.


Сюжет и композиция

Роман опирается на известные в мировой литературе сюжеты: воплощение дьявола в мире людей, продажа души. Булгаков использует композиционный приём «текст в тексте» и соединяет в романе два хронотопа – московский и ершалаимский. Структурно они подобны. Каждый хронотоп разделён на три уровня. Верхний уровень – московские площади – дворец Ирода и Храм. Средний уровень – арбатские переулки, где живут Мастер и Маргарита, - Нижний Город. Нижний уровень – берег Москвы-реки – Кедрон и Гефсимания.

Самая высокая точка Москвы – Триумфальная площадь, где расположен театр Варьете. Атмосфера балагана, средневекового карнавала, где герои одеваются в чужую одежду, а потом оказываются голыми, как несчастные женщины в волшебном магазине, распространяется по всей Москве. Именно Варьете становится местом бесовского шабаша с жертвоприношением конферансье, которому оторвали голову. Этой самой высокой точке в ершалаимских главах соответствует место распятия Иешуа.

Благодаря параллельным хронотопам происходящие в Москве события приобретают оттенок балаганности и театральности.

Соотносимы также по принципу уподобления два параллельных времени. У событий в Москве и Ершалаиме подобны функции: они открывают новую культурную эпоху. Действие этих фабул соответствует 29 и 1929 г. и совершается будто бы одновременно: в жаркие дни весеннего полнолуния, в религиозный праздник Пасхи, совершенно забытый в Москве и не помешавший убить невинного Иешуа в Ершалаиме.

Московская фабула соответствует трём суткам, а ершалаимская суткам. Три ершалаимские главы связаны с тремя событийными днями в Москве. В финале оба хронотопа сливаются, пространство и время перестают существовать, и действие продолжается в вечности.

В финале сливаются также три сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа), любовная (Мастер и Маргарита), сатирическая (Воланд в Москве).


Герои романа

Воланд – булгаковский сатана – не похож на сатану евангельского, воплощающего абсолютное зло. Имя героя, а также его двойственная сущность, заимствованы из «Фауста» Гёте. Об этом свидетельствует эпиграф к роману, характеризующий Воланда как силу, которая вечно хочет зла и совершает благо. Этой фразой Гёте подчёркивал лукавство Мефистофеля, а Булгаков делает своего героя как бы противоположностью Бога, необходимой для мирового равновесия. Булгаков устами Воланда объясняет свою мысль с помощью яркого образа земли, которая не может существовать без теней. Основная черта Воланда – не злонамеренность, а справедливость. Именно поэтому Воланд устраивает судьбу Мастера и Маргариты и обеспечивает обещанный покой. Но у Воланда нет милосердия или снисхождения. Он обо всём судит с точки зрения вечности. Он не наказывает и не прощает, а воплощается среди людей и испытывает их, вынуждая раскрывать истинную сущность. Воланду подвластны время и пространство, он может изменять их по своему усмотрению.

Свита Воланда отсылает читателя к мифологическим персонажам: ангелу смерти (Азазелло), другим демонам (Коровьев и Бегемот). В финальную (пасхальную) ночь сводятся все счёты, и демоны тоже перерождаются, утрачивая театральное, наносное, открывая истинное лицо.

Мастер – главный герой романа. Он, подобно древнегреческому культурному герою, является носителем определённой истины. Он стоит «в начале времени», его дело – роман о Понтии Пилате – знаменует начало новой культурной эпохи.

В романе деятельность литераторов противопоставлена работе Мастера. Писатели только подражают жизни, создавая миф, Мастер творит саму жизнь. Источник знаний о ней непостижим. Мастер наделён властью почти божественной. Как носитель и творец истины, он раскрывает истинную, человеческую, а не божественную, сущность Иешуа, отпускает на свободу Понтия Пилата.

Личность мастера двойственна. Открывшаяся ему божественная истина находится в конфликте с человеческой слабостью, даже сумасшествием. Когда герой угадывает истину, ему некуда больше двигаться, он всё постиг и может только перейти в вечность.

Именно Маргарита награждена вечным приютом, в который попадает с мастером. Покой – это и наказание, и награда. Верная женщина – идеальный женский образ в романе и идеал Булгакова в жизни. Маргарита рождается из образа Маргариты «Фауста», погибшей в результате вмешательства сатаны. Маргарита Булгакова оказывается сильнее сатаны и пользуется ситуацией, как гоголевский Вакула, сама оставаясь чистой.

Иван Бездомный перерождается и превращается в Ивана Николаевича Понырёва. Он становится историком, который знает истину из первой инстанции – от самого её творца, Мастера, который завещает ему написать продолжение о Понтии Пилате. Иван Бездомный – это надежда Булгакова на объективное изложение истории, которого не бывает.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Анализ романа Мастер и Маргарита 4 мес. 4 нед. назад #7130

  • lera
  • lera аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1548
  • Репутация: 1
«Мастер и Маргарита» - вершина творчества М.Булгакова, и является таковой неспроста. В произведении поражает фантастическая нить, которая тянется на протяжении всего сюжета. Но не только фантастические, небывалые моменты интригуют, завораживают читателя, но и любовная тематика играет в этом огромную роль. Роман «Мастер и Маргарита» назван так не случайно, ведь именно Мастер и Маргарита – главные герои, но это становится ясно только тогда, когда писатель впервые называет Мастера, и когда начинает рассказывать о Маргарите, до этого момента повествуется о проступках Воланда с его помощниками, а также о последствиях всего этого. Именно по этой причине Булгаков хотел назвать роман, связанный с именем Воланда, но вскоре отступился от этой идеи, поскольку главная тема в произведении - любовь, а не магия. Основная проблема романа – два любящих сердца были разлучены, и долгое время они не могли быть вместе. В результате Маргарита, которая не может больше так жить, заключает сделку с дьяволом, за что он вознаграждает её возвращением любимого. Поступок Маргариты доказывает её сильнейшую любовь к Мастеру, этот фрагмент можно сравнить с «Собором Парижской Богоматери» : « Я душу дьяволу продам за ночь с тобой». В конце произведения Мастер и Маргарита идут по дороге, дорога- символ вечности, бесконечности, даёт нам понять ,что теперь любящие сердца будут вместе всегда, и ничто уже не сможет их разлучить.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.121 секунд

Copyright © 2017 Готовые сочинения Rights Reserved.