foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе

Готовые сочинения

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Школьные сочинения по русской литературе

ТЕМА: Герой комедии Недоросль Стародум

Герой комедии Недоросль Стародум 6 мес. 1 нед. назад #7065

  • galina
  • galina аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1187
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 0
Положительные герои «Недоросля» выражают заветные идеи автора. Все симпатии автора отданы его герою Стародуму.
Стародум протестует против феодально-крепостнического паразитизма, противопоставляя ему «трудолюбие». Драматург подчеркивает, что источник стародумовского дохода — не взяточничество, не захват чужого имения, не выслуга при царском дворе, не крепостническая эксплуатация, а личный труд. Уход Стародума с военной службы удаление от царского двора «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества, где требуют денег от самой земли», дают ему сознание независимости, возможность жить согласно своим убеждениям. «Я теперь в Москве, — пишет в письме к Софье Стародум, — прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностью состояние свое сделать можно...» В речах Стародума звучит прямое осуждение крепостных порядков: «Все скоро ощутят, — говорит он, — что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно и что угнетать рабством себе подобных беззаконно».
Критикуя продажных и льстивых екатерининских вельмож, подхалимов-чиновников, тупую и невежественную дворянскую массу, Фонвизин намечает свод личных и гражданских добродетелей, которые должно, его мнению, воспитывать в себе подрастающее дворянское поколение. Правдивость, человечность, культурность, мужество, бескорыстие—вот требования, предъявляемые Фонвизиным дворянам. В Стародуме автор видит осуществление этих требований. «Отроду его язык не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет». Стародум настаивает на сочетании культурности и благонравия; первая без второго не имеет никакой цены: «Наука в развращенном человеке, — заявляет он, — есть лютое оружие делать зло». «Прямую цену уму дает благонравие». Стародум мечтает о таком порядке, при котором «дворянин... считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Его восхищает и неустрашимость государственного человека, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Стародум резко критикует и дворянскую кичливость, чванство, «родовитость» и погоню за чинами, которые часто «жаловались» по протекции вельмож, а не по заслугам. «Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается»—вот формула, также входящая в кодекс гражданских добродетелей.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Герой комедии Недоросль Стародум 6 мес. 1 нед. назад #7066

  • masha
  • masha аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 553
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 2
Стародум, по смыслу имени, представляет старое поколение культурного дворянства, поколение петровской эпохи.
Подчеркивая свое пристрастие к старине, он неодобрительно отзывается о новых учениях: «Я боюсь для вас (девушек) нынешних мудрецов..., они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корня добродетель». Но по существу Стародум является носителем новых идей, идей просвещения и труда, гуманности и демократизма.
Просвещение и воспитание являются темой большинства его высказываний. Стародум считает, что правильным является лишь воспитание нравственное, «сердечное»: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время; на все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы...» Такое воспитание важнее умственного развития.
Вопрос о воспитании поставлен в «Недоросле» с необычайной политической остротой. По мнению Стародума, правильное воспитание «должно быть залогом благосостояния государства». Он горячо возмущается системой обычного дворянского воспитания: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?»
Стародум требует от дворянства общественно-полезного труда и, прежде всего, честной государственной службы. Он упрекает самого себя за то, что ушел в отставку несколько поспешно; дворянин может это сделать лишь тогда, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Служить дворянин обязан не по принуждению, а по сознанию долга, по чувству чести.
Конечно, такие взгляды шли вразрез с простаковско-скотининс-ким отношением к службе, основанным на доморощенном толковании указа 1762 г.
«Друг честных людей», Стародум резко обличает бесчестные нравы придворного круга. Так, он вспоминает о том, что при Петре 1 «придворные был воины, да воины не были придворные», — и эта фраза звучит резкой пощечиной вельможам екатерининского двора.
Он рассказывает об одном «молодом графе», который, не побывав на войне, получил повышение в чинах только потому, что был «сыном случайного отца» (т.е. фаворита, придворного любимца).
Уйдя с военной службы и отказавшись от придворной, Стародум уехал в Сибирь. Неизвестно, как разбогател Стародум, но в письме к Софье ом гордо пишет: «Я могу служить примером, что трудами и честностью состояние свое составить можно». Такая проповедь личного труда как источника жизни носила в то время глубоко прогрессивный характер. От нее был одни шаг к отрицанию крепостного права. Но Фонвизин этого шага сделать не смог.
Стародум, выразитель идей автора, резко протестует против рабских форм, в каких выступало крепостное право его времени. Он заявляет, что «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно», и что «угнетать рабством себе подобных беззаконно».
В разговоре Стародума с Правдиным (действ. V, явл. I) тема крепостного права прозрачно сплетается с темой об отношении к нему самодержавия. Стародум считает, что там, «где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права». В этих высказываниях слышится явный отголосок идей «естественного права»; в условиях екатерининской деспотии и крепостничества слова Стародума означали почти то же, что государь в России не «мыслит» и не знает своей настоящей «славы». «Удовольствие, — говорит Правдин, — которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...» Правдин не договаривает примерно следующее: какие побуждения могли бы отвлекать царскую власть от освобождения крестьян. В ответ на это Стародум догадливо восклицает: «А сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться...» И эта фраза должна была звучать прямым упреком Екатерине II в недостатке «величия души» и в том, что она сошла с «пути истины», намеченного ею в «Наказе».
В своих речах Стародум затрагивает и другие вопросы: об истинной «знатности», о богатстве и бедности, о браке и т.д. Рассуждения Стародума —обычно в форме кратких нравоучительных сентенций и афоризмов— делают его образ несколько отвлеченным. Стародум—«резонер» прежде всего. Однако современники видели в нем живое и главное лицо пьесы.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.138 секунд

Copyright © 2018 Готовые сочинения Rights Reserved.